Артикуляционная гимнастика помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; подготовить ребенка к правильному произношению звуков. Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически и ежедневно 5-7 минут.
Растянуть губы в улыбке и удержать на счет от 1 до 10. Зубы сомкнуты и хорошо видны. То же с сомкнутыми губами и зубами. Вытянуть губы вперед длинной трубочкой и удержать (зубы при этом сомкнуты). «Улыбка» «Трубочка»
«Окошко» Широко открыть рот – «жарко». Закрыть рот – «холодно». «Окошко»«Улыбка»«Трубочка» Попеременное выполнение упражнений
«Часики» «Почистим зубки» Улыбнуться, открыть рот и передвигать кончик языка, как стрелку, из одного угла рта в другой: тик-так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поооче- редно нижние и верхние зубы. То же с другой стороны.
«Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «Лопатка» Рот открыть. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу и удержать секунд
«Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов. Удержать позу. Узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удержать секунд. «Иголочка»
«Горка», «Киска сердится» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх. «Маляр» Рот открыт.Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. «Грибок» Язык широкий, плоский присасывается к твердому нёбу, боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам, а кончик языка – к верхним альвеолам. Удержать позу. «Лошадки» Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.