Роль дополнительного образования в реализации ФГОС Мартюшева С.В. методист отдела образования
«Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ( принят ГД 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). Вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
«Дополнительное образование детей должно быть ориентировано на задания со стороны государства и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий, удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности » Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ( принят ГД 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). Вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Система дополнительного образования, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. Д. А. Медведев
Приоритеты образовательной политики в области дополнительного образования Зафиксированы: Указ Президента РФ от года 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Указ Президента Российской Федерации от г 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы; Федеральные государственные стандарты общего образования
Приказ Минобрнауки России от «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Образовательные учреждения ДОД должны включаться в реализацию программ внеурочной деятельности, осуществляемых в рамках новых ФГОС ООО. При этом могут использоваться возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, в том числе на основе государственного (муниципального) задания
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 2357 от года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября » Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Класс Часы Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Всего (по классам) Всего к финансированию
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Организационная модель внеурочной деятельности
Типы организационных моделей внеурочной деятельности модель дополнительного образования модель «школы полного дня»; оптимизационная модель инновационно - образовательная модель.
Модель дополнительного образования -опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. -создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Модель «школы полного дня» реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
Модель «школы полного дня» создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня; содержательное единство учебного, воспитательного процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы ОУ; создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидепиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие.
Оптимизационная модель Координирующую роль выполняет классный руководитель: -взаимодействует с педагогическими работниками; -организует образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся; -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся ;
Инновационно- образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях района Программное обеспечение внеурочной деятельности Общекультурное – 25%; Общеинтеллектуальное – 22,8%; Спортивно – оздоровительное – 21,4%; Социальное – 16,4%; Духовно-нравственное – 14,2%.
Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях района Кадровый состав педагогов: Учителя начальных классов – 53,2%; Учителя основной школы – 28,5%; Педагоги дополнительного образования – 18,1%
Дополнительное образование в реализации ФГОС Расширение возможностей по выполнению социального заказа на внеурочную деятельность; Возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; Включение узких специалистов разных областей деятельности во внеурочную деятельность; Интеграция общего и дополнительного образования; Возможность поддержки одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья)