Цикличность экономики Павел Васильев BA Marketing MSc International Marketing & Brand Management
Цикличность – это форма развития экономики как единого целого, движение от одного макроэкономического равновесия к другому. Цикличность можно рассматривать как один из способов саморегулирования рыночной экономики.
Экономический (деловой) цикл – это периодические колебания уровней занятости, производства и цен.
В экономической теории выделяются различные виды экономических циклов. К наиболее распространенным относятся следующие виды экономических циклов: отраслевые; малые; большие; строительные; длинноволновые.
Виды циклов Отраслевые циклы имеют продолжительность от недели до нескольких лет. Причина их возникновения определяется отраслевыми особенностями создания продукции. «Малые» циклы охватывают период в 2–4 года. Они порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала, колебаниями вложений в товароматериальные запасы. «Большие» циклы (8–13 лет) возникают в результате неравномерности воспроизводства основного капитала. Их экономическая природа подробно изучена К. Марксом, Дж. Кларком и К. Жюгларом
«Строительные» циклы длятся 16–25 лет. Этот вид цикла выявлен и изучен С. Кузнецом. Они возникают в результате неравномерности спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений. «Длинноволновые» циклы продолжительностью 45–60 лет порождаются основополагающими факторами: «волнами» научных открытий, внедрением в производство новых методов организации труда и т. п.
Экономический цикл представляет единый процесс, последовательно проходящий определенные фазы. Большинство экономистов считает, что деловой цикл включает следующие четыре фазы: 1. кризис; 2. депрессия; 3. оживление; 4. подъем.
депрессия, падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли,
На стадии оживления движение всех экономических показателей меняет направление: доход и занятость вновь начинают расти. Предприниматели начинают постепенно расширять производство. Это вызывает спрос на факторы производства, который соответственно определяет дополнительный спрос на потребительском рынке.
В процессе подъема продолжается обновление основного капитала и увеличение производственных мощностей. Усиливается инвестиционный и потребительский спрос, что способствует росту совокупного предложения. Соответственно растут цены и доходы, а безработица, напротив, сокращается. Активизируется деятельность с ценными бумагами. На этом этапе увеличивается спрос на кредит. Однако в определенный момент хозяйствующие.
Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики. Для него характерно вытеснение морально устаревшего оборудования, снижение издержек производства, обновление структуры производства, что приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.
Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, менее продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер.
Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что охватывает только одну сферу экономики. Он может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.
Отраслевой кризис затрагивает какую- либо отрасль экономики. Причинами его возникновения могут быть диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих-эмигрантов, дешевый импорт и др.
Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием природных факторов, недостатками в организации труда, технической отсталостью, несовершенными системами землепользования и землевладения и т. п. Аграрные кризисы отличаются продолжительностью и ацикличностью.
Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей хозяйства. Он носит длительный характер и охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе. Структурные кризисы могут проявляться в виде как относительного недопроизводства, так и относительного перепроизводства, сопровождать общий экономический цикл или не совпадать с ним.
Начиная со второй половины ХХ века, экономический цикл стал включать фактически только две фазы: рецессию и подъем. Под рецессией понимается состояние экономики, когда ВВП при неуклонном снижении становится на две четверти меньше, что свидетельствует о спаде производства или замедлении темпов его развития.
Со второй половины XX века механизм кризисов претерпевает существенные изменения. Процесс перепроизводства теперь сопровождается ростом цен, усилением инфляции. Это явление объясняется следующими причинами: 1.Рост государственных расходов, предполагающий дополнительную эмиссию денег, которая нарушает денежное обращение и ведет к разрастанию инфляции. 2.Особенности монополистического ценообразования. Монополии сокращают масштабы производства и таким образом предотвращают падение цен.
В настоящее время на характер современного цикла оказывает влияние комплекс факторов, которые приводят к изменению его качественных характеристик. К этим факторам относятся: 1. монополистическая структура рынков; 2. государственное регулирование экономики; 3. научно-технический прогресс; 4. процесс глобализации (интернационализации) производства.
Гос. регулирование
Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства: формирование правовой основы экономической деятельности; создание общественных благ; регулирование внешних (побочных) эффектов; проведение антимонопольной политики; создание инфраструктуры экономики; государственное предпринимательство; перераспределение доходов; макроэкономическая стабилизация; проведение фискальной политики; поддержка малого бизнеса; регулирование внешнеэкономической деятельности; поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно- технической и инновационной политики.
Средства государственного регулирования экономики можно подразделить на административные и экономические.
Запрещение – это запрет какой-либо деятельности, использования определенных товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следования через находящуюся под его суверенитетом территорию не угодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей. Разрешение – это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, например, на ввоз и вывоз ряда то- варов (лекарств, продовольствия). Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевре- менная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплателыциков.
Кредитно-денежная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Кредитно-денежная политика включает регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в Центральном банке и др. Бюджетно-налоговая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетной, налоговой систем для реализации целей социально- экономической политики. Бюджетно-налоговая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны.
Государственное программирование – это долговременное, целевое регулирование экономики.
Государственное программирование включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать все хозяйство в целом или его отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.
Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3–5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет.
Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих). Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).