раздела общеобразовательной программы по курсу истории России «Россия в первой половине XIX в»
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Курс истории России ХIХ века, его первый раздел «Россия в первой половине ХIХ века» позволяет получить учащимся знания об основных событиях истории России данного периода; об особенностях развития; помогает учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулирует процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые помогут ему жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.
При изучении курса истории России ХIХ века необходимо реализовать следующие задачи на пути достижения общих целей: - познакомить учащихся с основными событиями российской истории ХIХ века, включающими в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей, представлять разнообразные варианты объяснения событий истории и отражения их в современной жизни - расширить представления учащихся об основных источниках знаний по истории России, выявить их специфику для ХIХ века - продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей)
- научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий - создать условия для формирования ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей ХIХ века, восприятия идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами - способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.
В процессе изучения курса истории России ХIХ в. учащиеся должны овладеть умениями: - определить и объяснять понятия; - уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе; - рассматривать общественные явления в развитии, конкретно- исторических проявлениях, применяя принципы историзма; - анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и ситематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; - обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх; - определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты; - уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; - осуществлять самоконтроль и самооценку.
метод проектов; технологии индивидуальных образовательных траекторий; игровая технология; технология разноуровнего обучения; технология развития критического мышления; использование мультимедийных образовательных ресурсов.
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая деятельность Защита проекта ПРОБЛЕМА Оформление результатов Прогнозированиеновых проблем
МЕТОД ПРОЕКТОВ Ролевые игры Портфель ученика Мозговая атака Дискуссии Обучение в сотрудничестве
- Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. - Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. - В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. - В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. - В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
1. Представление проблемной ситуации: - вербально; - с помощью видеоряда; - с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных ( на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.
Общешкольный проект Во внеурочной деятельности На уроке Телекоммуникационный проект Проектная деятельность