К вопросу о компетентностном подходе в обучении Заместитель директора по НМР Турчановская В.Н. Томск 2011
Ключевые компетенции Впервые на официальном уровне термин «ключевые компетенции» появился в проекте Совета Европы «Европейское образование» в 1992 году. В 1994 г. на «круглом столе» промышленников Европы были оформлены 5 групп ключевых компетенций
5 групп ключевых компетенций: Способность учиться всю жизнь Политические и социальные компетенции Компетенции, касающиеся жизни в многонациональном и многокультурном обществе Владение устным и письменным общением (2-3 иностранных языка) Владение навыками технологиями и приемами обработки информации (критическое отношение к информации)
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколов О.В. «Компетентностный подход в образовании» Проблемы. Понятийный инструментарий: Учебно- иетодическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003
Сущность компетентностного подхода (КП) - Переориентация оценки результатов образования с понятия ЗУН(ов) на понятия надпредметные (универсальные, ключевые образовательные результаты)
Принципы, на которых основывается компетентностный подход Образование для жизни, для успешной социализации в обществе, для личностного развития; Оценивание для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки; Разнообразие форм организации самостоятельной осмысленной деятельности на основе собственной мотивации и ответственности за результат
Надпредметные образовательные результаты – ключевые компетенции 1. Коммуникативные – понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов 2. Информационные технологии – компьютерные, Интернет, , программирование 3. Исследовательские – естественно-научные и гуманитарные методы исследования 4. Проектные – проектное мышление, разработка проектов и участие в их реализации 5. Работа с числами – вычисления, использование математических методов 6. Организационные – координация деятельности людей для достижения целей 7. Работа в группе – взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели 8. Умение учиться – планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников 9. Личностная – рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я» 10. Решение проблем – умение продемонстрировать, что вы понимаете поставленную проблему, кратко изложить ее суть. Уметь спланировать и применить ваш способ решения данной проблемы. Умение оценить результативность решения проблемы вашим способом
Профессионально- педагогическая компетентность Понятие – системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Шесть основных компетенций составляют профессиональный стандарт квалификации педагога: 1. Компетентность в области личностных качеств 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности 3. Компетентность в мотивировании обучающихся на осуществлении учебной (воспитательной) деятельности 4. Компетентность в разработке деятельности и принятии педагогических решений 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности 6. Компетентность в организации педагогической деятельности
Профессионально-педагогическая компетентность Обобщение 1. Профессионально-педагогическая компетентность включает в себя такие понятия, как профессионализм – квалификация – профессиональные способности 2. Если образно, то профессионально-педагогическая компетентностькомпетенция Я знаю!Я должен! Я умею! Я могу! Я владею!
Профессионально-педагогическая компетентность 3. Авторские концепции В.Н. Введенский компетенция Совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик компетентность Это некая личностная характеристика человека
Н.В. Кузьмина «Профессионально- педагогическая компетентность» - это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирование личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно– воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется… Профессионально-педагогическая компетентность С.И. Ожегов (словарь) «Компетентный определяется как осведомленный, авторитетный в какой-либо области специалист…»
Д.А. Иванов Основные компетенции современного учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «Образовательные дыры» Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языку умений/компетенций) Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность Владеть проектным мышлением и уметь организовывать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею Владеть исследовательским мышлением, умея организовывать исследовательскую работу учащихся и руководить ею Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее учащихся в процессе учебных занятий Уметь организовывать понятийную работу учащихся Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также повергнута сомнению и критике Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе Профессионально-педагогическая компетентность
Качество урока как важнейший показатель компетентности учителя 9 индикаторов, характеризующих компетентность учителя 1. Целеполагание урока – наличие или отсутствие тенденций передачи этой функции от учителя к детям; дети самостоятельно должны подойти к цели урока и принять ее 2. Наличие мотивации познавательной деятельности у обучающихся 3. Организация учебного процесса на деятельностной основе с целью включения в него каждого обучающегося 4. Целесообразное сочетание содержания форм и методов адекватно целям урока 5. Дифференциация процесса обучения с целью создания благоприятных условий для реализации возможностей способностей каждого ребенка 6. Система обучения рефлексивным действиям (самоанализ, самооценка, самоконтроль) 7. Использование возможностей урока для формирования УУД, коммуникативных и других компетенций 8. Общая эрудированность и кругозор 9. Управленческая компетентность учителя
Спасибо за внимание!