Роль урока в системе гражданского обучения
Что такое гражданское образование? Гражданское образование - это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Задачи каждого педагога: Осознать себя участником гражданского образования Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданского образования Выработать адекватную программу своих действий.
Компетентностный подход в гражданском образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
Исследовательская компетентность; Компетентность социального выбора; Компетентность социального действия; Коммуникативная компетентность; Учебная компетентность.
Учебные дисциплины: их роль в гражданском образовании Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей.
Оценивание в гражданском образовании Под оцениванием в гражданском образовании следует понимать не "выставление отметок" ученику (учителем) и учителю (проверяющим), а процесс мониторинга, нацеленный на улучшение качества преподавания и качества проектов гражданского образования. Основными компонентами гражданских компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. При этом знания не могут быть основой для оценивания. Главным объектом оценивания должна быть деятельность учащихся. Критерии такого оценивания нуждаются в серьезной разработке, осуществляемой в тесном взаимодействии образовательных учреждений со всеми заинтересованными государственными и общественными институтами.
Цель педагога - создавать условия, позволяющие учащимся осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять. Процесс оценивания успешности ученика в становлении его гражданской компетентности должен быть открытым, демократическим, и складываться из оценки педагога и собственной оценки самого ученика. Поскольку способность к самооцениванию является важной характеристикой компетентной личности, критерии оценивания должны стать составной частью обучения - предъявляться ученику, обсуждаться и разрабатываться учеником и учителем совместно.
Задачи педагогов: Осваивать разрабатываемые способы оценивания гражданских компетентностей. Участвовать в разработке способов оценивания этих компетентности. Создавать совместно с учениками адекватные формы оценивания. Интегрировать оценивание в учебный процесс.