Семинар - совещание «Организация профилактической работы по предупреждению употребления алкогольных напитков, наркотических веществ несовершеннолетними и дополнительных мерах по предупреждению их потребления» 28 марта 2013 года Администрация Навашинского района Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Управление образования Администрации Навашинского района Информационно-диагностический кабинет Месячник антинаркотических мероприятий «МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»
Профилактика (prophylaktikos предохранительный) термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не "запугивая" детей и подростков. Основной акцент позитивной профилактики - развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучение их новым формам поведения, формирование стрессоустойчивости, воспитание личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
Основная цель профилактических мероприятий – изменение поведения с рискованного на безопасное, полезное поведение. Информация в профилактической деятельности должна быть: -достоверной, -соответствующей реальности, -полной, -доступной, -помещенной в нужном контексте, -систематизированной, -дозированной, -соответствующей ситуации в обществе, -направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
Модели профилактики : Тип моделиОсобенности модели Медицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия употребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ. Предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях их употребления на физическое и психическое здоровье Образовательная модель обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме употребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и обеспечение свободы выбора путей решения при максимальной информированности Психосоциальная модель утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения употребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ
Профилактические подходы: - Позитивный; - Устрашающий (запугивающий); - Морализаторский; - Отрицательный/осуждающий; - Логический/ рациональный; - Эмоциональный; - Юмористический. Чаще всего для воплощения мероприятий по профилактике используются комбинации нескольких подходов. Средства и приемы педагогического воздействия + Профилактические действия Подача профилактической информации + СТИЛЬ профилактической работы
Позитивный подход - признается наличие проблемы, которая представляется не как непреодолимое препятствие, а как отправная точка для начала «новой жизни»; - подчеркивается персональная ответственность и свобода выбора; -логически обосновывается и эмоционально подчеркивается необходимость продвигаемой нормы поведения; - учитываются нужды аудитории; - указываются меры, которые можно предпринять; - развеиваются мифы и заблуждения; -предлагается поддержка, формируется отношение к людям, употребляющим алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества. Целесообразно мероприятия по профилактике строить на позитивном подходе, комбинируя его еще с каким - либо подходом. Наиболее эффективен, когда реализуется с помощью мероприятий, которые призваны вызывать положительные эмоции и показывать альтернативу рискованному поведению.
Устрашающий подход При этом подходе: - подчеркивается страшная, беспощадная, неизлечимая природа алкоголизма, наркомании, токсикомании; - сообщения внушают страх и ужас. Опыт профилактических мероприятий показывает, что практически все профилактические мероприятия начинались с попыток воздействовать на подростков с помощью страха. Страх эффективен, но очень короткое время. Уроки устрашающего подхода: - мероприятия по запугиванию вызывают протест; - внушаемый страх приводит к ощущению полной безнадежности и фатализму, и люди не желают менять свое поведение; - у аудитории создается чувство беспомощности и бессилия.
Морализаторский подход При этом подходе: -используется авторитарный, менторский тон -осуждаются любые формы поведения, отклоняющиеся от норм общественной морали; -привлекаются религиозные и общественные деятели, цитируются священные и светские книги; Предполагается, что все члены общества должны следовать моральным нормам и, ни при каких обстоятельствах не нарушать их, не предполагается права выбора той или иной модели поведения для целевой группы. Уроки морализаторского подхода: -морализаторство способно вызвать у целевой аудитории отторжение, так как люди, особенно молодежь, не любят, когда их поучают; -возможны непрактичные решения, например, отказ от приема спиртосодержащих лекарственных препаратов; -апелляция к моральным и религиозным нормам уместна при пропаганде воздержания от употребления ПАВ.
Осуждающий подход При этом подходе: -зависимость изображается как частная проблема социально неблагополучных и маргинальных групп. -формируется и закрепляется предвзятое отношение к этим лицам и группам. -создается ложное представления о неуязвимости всех, кто не относится к этим группам рискованного поведения. Профилактические действия, построенные на обвинениях и осуждении, пропагандируют предвзятое отношение.
Логический/рациональный подход Пример подхода: Мы предоставляем вам достоверную и объективную информацию, показываем причины и последствия каких-либо действий, а вы можете на ее основе принимать решения и делать выводы. При этом подходе: - предоставляется правдивая объективная информация о проблеме; - информация эмоционально не окрашена, беспристрастно описывает реальные последствия того или иного поступка или типа поведения; - информация по проблеме хорошо структурирована, приведены логически обоснованные выводы.
Эмоциональный подход Пример подхода: Проблема зависимости от ПАВ может коснуться каждого из нас. Но ты можешь защитить себя и тех, кто тебе дорог. При этом подходе: -приводятся примеры с героями, с которыми представители целевой группы могут себя ассоциировать; -используются яркие образы, воздействующие на чувства; -рассказывается о конкретном человеке, а не о людях вообще. Профилактические действия, построенные на эмоциональном подходе, влияют на чувства представителей целевой группы и вызывают у них сильную эмоциональную реакцию. Возникшие у людей чувства позволяют им приблизиться к проблеме и осознать ее реальность и актуальность для себя лично. Эмоционально окрашенная информация – более живая, она легче проходит фильтры восприятия и легче запоминается.
Юмористический подход При юмористическом подходе: -используются образы, сюжеты, слоганы, вызывающие улыбку за счет игры слов, необычных сопоставлений и противопоставлений; -используются элементы, воспринимаемые целевой группой как юмористические. Благодаря юмору ослабляется психологическая защита, и человек может задуматься о проблеме и изменить отношение к передаваемой информации. Научных доказательств эффективности юмора как фактора, побуждающего к изменению поведения, пока не существует, однако в сфере профилактики отмечается все более частое использование юмора.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики: Первичная профилактика система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска. Вторичная профилактика комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву явления. Третичная профилактика – действия, направленные на профилактику рецидивов.
Цели первичной профилактической деятельности: - изменение ценностного отношения детей и молодежи к употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде. - сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Семья Личность несовершеннолетнего Образовательное учреждение ДОСУГ
Принципы профилактики: 1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений. 2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в ситуацию, по степени наличия факторов риска развития зависимостей. 3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о здоровом образе жизни, законопослушности, осознания ими личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. 4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности в образовательном учреждении, в которую включены разнообразные формы, методы работы. 5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.
Основные направления работы по профилактике: 1. Работа с педагогами; 2. Работа с детьми; 3. Работа с родителями. Работа с педагогическим составом включает: - педсоветы, - педчтения, - педпрактикумы, - круглые столы, - обучающие семинары, - ШМО классных руководителей.
Работа с детьми: Воспитательная работа повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов, развитие сети дополнительного образования, расширение сети спортивных секций. Оздоровительное воспитание – пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек Формы работы: Физкультминутки на каждом уроке Ежедневная утренняя гимнастика День здоровья (1 раз в четверть) День профилактики (2 раза в год) Тематические классные часы Круглые столы Факультативный курс Поговорим о правильном питании Мастер-класс Ролевые игры Конкурс агитбригад Мы за здоровый образ жизни Общественные меры борьбы – привлечение общественности к работе. В рамках Дней профилактики в проведении мероприятий с учащимися участвуют: Медицинский персонал Сотрудники ОВД Психолог Управление образования Сотрудники органов служб системы профилактики
Работа с родителями Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Формы работы: -общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. - родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество". - заседания общешкольного родительского комитета. - заседания Общественного совета школы. - индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Профилактика употребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ эффективна, приведет к снижению риска их употребления, повышения качества ЗОЖ, если: Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе; Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения; В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво- негативного личностного отношения к алкогольным напиткам, наркотическим и токсическим веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции.
Первоочередные задачи по формированию здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде 1. Организация информационно-исследовательских мероприятий, направленных на противодействие и борьбу с асоциальными явлениями, пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде: -проведение социологических исследований (анкетирование, опрос, интервью); -проведение научно-методических мероприятий (семинары, «круглые столы», конференции и т.п.); -разработка, адаптация и апробация методических материалов; -формирование информационных баз данных (молодежь «группы риска», «проблемная» молодежь, программы, технологии работы и т.п.).
2. Формирование активного общественного мнения в отношении противодействия и борьбы с асоциальными явлениями и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде: -организация работы со средствами массовой информации; -организация социальной рекламы (массовые мероприятия, издание печатной продукции, использование творчества молодежи и т.п.); -проведение разъяснительной работы среди населения о медицинских, социальных и правовых последствиях злоупотребления табаком, алкоголем и психически активными веществами (выступления, лекции, организация дискуссий, размещение информационных материалов); -привлечение к участию в профилактических мероприятиях по противодействию злоупотреблению ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде «значимых людей» (родители, молодежные кумиры и «звезды», лидеры, педагоги, тренеры и т.п.).
3. Организацию профилактической помощи подросткам и молодёжи по противодействию и борьбы с асоциальными явлениями, пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде: - представление услуг социальной помощи и поддержки в разрешении личных, семейных проблем и неблагополучий (индивидуальные и групповые формы консультирования и обучения, тренинги); - оказание помощи родителям в связи с проблемами подростковой наркомании, обучение диагностике признаков наркозависимого поведения и методам воздействия на подростка (консультирование, лекции, занятия в группе); - проведение с подростками (в том числе с «проблемными» и «группы риска») занятий по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, навыков противостояния наркотическому давлению, отказа от первой пробы и «наркоэкспериментирования», осознания преимуществ здорового образа жизни (обучение, диагностика, игра, тренинг); - выявление возможностей и содействие включению подростков «группы риска» в творческие, спортивные, оздоровительные и иные программы и мероприятия молодежных организаций.
4. Развитие волонтерской основы проведения профилактической работы: - обучение волонтеров-подростков приемам ведения профилактической работы на улице, в неформальных подростковых группах (лекции, игры, тренинги, консультирование по результатам «уличной» работы и т.п.); - содействие деятельности молодежных общественных организаций по противодействию злоупотреблению ПАВ, пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде (организационная, информационная, методическая и другая помощь). 5. Создание и дальнейшее развитие спортивных клубов во всех образовательных учреждениях. 6. Активизация работы по месту жительства и оказание поддержки учреждениям, молодежным общественным организациям и объединениям, осуществляющим воспитательную работу по месту жительства с подростками и молодежью.
проводить конкурсы рисунков, плакатов в образовательных учреждениях с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики КАК НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ
НЕЛЬЗЯ ! Предоставлять учащимся информацию: о действии психоактивных веществ; способах приготовления или приобретения ПАВ; демонстрировать наркоманскую атрибутику; упоминать названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков); обсуждать состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики; использовать наркоманский сленг.
НЕЛЬЗЯ ! Приглашать «бывших» наркозависимых молодых людей в целях профилактических бесед
НЕЛЬЗЯ ! Организовывать или принимать участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, вы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами
«Не навреди!» подача материала должна учитывать первоначальный уровень информации каждой конкретной группы учащихся о психоактивных веществах с тем, чтобы не спровоцировать интерес к еще неизвестным в данной аудитории видам наркотиков и фактам их применения
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ! Использование при разработке методических материалов по профилактике злоупотребления ПАВ проверенных и стандартизованных источников, рекомендованных Министерством образования РФ. Использование тренинговых и интерактивных методов профилактической работы (моделирование ситуаций, ролевые игры, фокус-группы, дискуссии, обратная связь, подкрепление). Соответствие возрастным категориям.
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ! Направленность профилактического антинаркотического мероприятия на воспитание социально-позитивного отношения к обществу, к сверстникам, к образовательному учреждению. Сквозная направленность проекта по профилактики наркозависимости с вовлечением участников всего образовательного пространства (педагогический коллектив, учащиеся и их родители).
«Любую зависимость следует лечить поиском смысла жизни» Виктор Франкл (австрийский психолог)