Экологический менеджмент Лекции Кузнецов Л.М.
Рекомендуемая литература Федеральный закон "Об охране окружающей среды". –М, 2002 Госстандарт России. ГОСТ P ИСО Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению Масленникова И.С., Кузнецов Л.М., Пшенин В.Н. Экологический менеджмент. Учебное пособие. –СПб, Изд-во «Инжэкон», 2005г.
Понятие об экологическом менеджменте. Его цели и принципы Экологический менеджмент – это система экологически ориентированного управления современным производством Цель экологического менеджмента – достижение желаемого, возможного и необходимого состояния окружающей среды как объекта управления. Основные принципы менеджмента: 1. Принцип опоры на экологическое сознание и экономическое мотивирование; 2. Принцип предупредительности и своевременности решения проблем экологического развития; 3. Принцип ответственности за экологические последствия всех управленческих решений; 4. Принцип интеграции управления экологическими процессами в общую систему управления предприятием; 5. Принцип последовательности (непрерывности, поэтапности) решения проблем экологического развития.
Экологизированные технологии Экологизированным называется такое производство или технологический процесс, которые не нарушают естественного круговорота веществ и не ведут к разрушению естественных экосистем. Экологизированные технологии базируются на следующих основных принципах: Принцип пространственной компактности Принцип малоотходности или безотходности. Принцип замкнутости технологического цикла Принцип вписываемости продуктов производства в естественные биогеохимические круговороты. Создание благоприятных условий труда для персонала
Экологизированные технологии сырье Энергия Производство Продукт Потребление Отход Другое производство Отходы - это материальные объекты, которые производитель или держатель больше не использует, а выбрасывает или выпускает в окружающую среду
Загрязнение и загрязнители Химическое Химическое Физическое Физическое Биологическое Биологическое Загрязнение и численность народонаселения на планете
Стандарты систем экологического менеджмента – история развития 1992 год Великобритания - первый в Мире стандарт в области систем экологического менеджмента BS (содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента и для развития экологического аудирования) содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента и для развития экологического аудирования.
Стандарты в области систем экологического менеджмента Рио-де-Жанейро 1992 г - решение о разработке серии международных стандартов в области систем экологического менеджмента. Основным предметом ISO является система экологического менеджмента. Основным положением стандартов является то, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам в области охраны окружающей среды. Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы: принципы создания и использования систем экологического менеджмента (ЭМС); инструменты экологического контроля и оценки; стандарты, ориентированные на продукцию.
Система документов стандартов серии ISO I. Принципы экологического менеджмента ISO Системы экологического менеджмента – спецификации и руководство по использованию ISO Общее руководство по принципам, системам и методам ISO Руководство по определению "начального уровня" экологической эффективности предприятия. II. Инструменты экологического регулирования и оценки ISO 19011Общие принципы экологического аудита ISO Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации III. Стандарты, ориентированные на продукцию ISO Принципы экологической маркировки продукции ISO 14040Методология "оценки жизненного цикла"
Стандарт ISO Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным экологическим стандартам Базовые принципы стандарта ISO основаны на схеме доктора Деминга: ПЛАН – ДЕЙСТВИЕ – ПРОВЕРКА – КОРРЕКТИРОВКА постоянное улучшение: повторяющийся процесс усовершенствования системы экологического менеджмента с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации.
Основные стадии внедрения и функционирование системы экологического менеджмента по ISO Экологическая политика Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента и к предотвращению загрязнений. Экологическая политика: общие намерения организации и ее направление, связанные с ее экологической эффективностью, в официальном изложении высшего руководства
2.1. Выработка и соблюдение процедур для определения значимых воздействий на окружающую среду. (экологические аспекты) 2.2. Законодательные и другие требования 2.3. Целевые и плановые экологические показатели и программа(ы) 2. Планирование 3. Внедрение и функционирование 3.1. Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия 3.2. Компетентность, обучение и осведомленность 3.3. Связь 3.4. Документация 3.5. Управление документацией 3.6. Управление операциями 3.7. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них
4. Проведение проверок Мониторинг и измерение. (основных характеристик своих операций, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду) Оценка соответствия 4.3. Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия 4.4. Управление записями 4.5. Внутренний аудит 5. Анализ со стороны руководства
Модель системы управления окружающей средой Экологическая политика Планирование Внедрение и функционирование Проведение проверок и корректирующие действия Анализ со стороны руководства Постоянное улучшение
Преимущества от внедрения систем экологического менеджмента по ISO Возможность получения международного сертификата экологического соответствия. Улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований Экономия энергии и ресурсов за счет более эффективного управления ими Увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия. Возможность выйти на рынки "зеленых" продуктов. Улучшение системы управления предприятием. Возможность привлечения высококвалифицированной рабочей силы. Улучшаются условия финансовой защищенности компаний.
Увеличение конкурентоспособности. Основными преимуществами в конкурентной борьбе являются следующие: - экономия материалов вследствие более полной обработки, замещения, повторного использования компонентов продукции; уменьшение простоев вследствие более тщательного мониторинга и технического обслуживания; более полная утилизация побочной продукции; переработка отходов в коммерчески значимую форму; уменьшение энергопотребления; уменьшение расходов на хранение материалов и погрузо- разгрузочные работы; уменьшение расходов, связанных с утилизацией отходов; улучшение продукции в результате изменений в технологическом процессе; и.т.д
Проблемы ISO Предприятие может быть сертифицировано в соответствии с ISO 14000, даже если его технологические системы и организационные мероприятия не обеспечивают уменьшения воздействия на окружающую среду Стандарты создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны Гибкость стандартов чрезмерна – предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта.
Российские стандарты в области экологического менеджмента В 1998 году в Российской Федерации были приняты первые документы серии ГОСТ Р ИСО в переводах документов ISO 14000, термин "экологический менеджмент" заменен термином "управлением качеством окружающей среды " Экологическое управление - деятельность государственных органов и экономических субъектов, направленная на соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства. Экологический менеджмент - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей
ГОСТ Р ИСО Оценивание экологической эффективности предприятия Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ) - внутренний процесс управления, использующий показатели, предоставляющие информацию, позволяющую сравнить прошлую и настоящую экологическую эффективность организации с критериями этой эффективности. ОЭЭ осуществляют по следующей модели управления: «Планирование - Выполнение - Проверка - Действие» Критерий экологической эффективности - целевой или плановый экологический показатель или другой предусмотренный уровень экологической эффективности, заданный руководством организации и используемый для целей оценивания экологической эффективности Термины и определения
показатель экологической эффективности (ПЭЭ) - Конкретная форма представления информации об экологической эффективности организации. показатель эффективности управления (ПЭУ) - Показатель экологической эффективности, обеспечивающий информацию об усилиях руководства, предпринимаемых с целью воздействия на экологическую эффективность организации показатель эффективности функционирования (ПЭФ): Показатель экологической эффективности, обеспечивающий информацию об экологической эффективности функционирования организации
Стадии процесса оценивания экологической эффективности В отличие от ОЭЭ экологические аудиты проводят периодически для подтверждения соответствия определенным требованиям, а ОЭЭ – это непрерывный процесс. три основных этапа: планирование, выполнение, проверка и действие
Сбор данных Анализ и преобразование данных Оценивание информации Отчетность и распространение информации Выбор показателей для оценивания экологической эффективности Планирование Проверка и действие Рассмотрение и улучшение оценивания экологической эффективности Выполнение
1-я стадия - Планирование выбор показателей, на основе которых будет производиться оценка экологической эффективности предприятия – показателей экологической эффективностии показателей состояния окружающей среды выбор показателей, на основе которых будет производиться оценка экологической эффективности предприятия – показателей экологической эффективности и показателей состояния окружающей среды 1. Показатель экологической эффективности: Конкретная форма представления информации об экологической эффективности организации 1.1. Показатели эффективности управления (ПЭУ) - информация об усилиях, предпринимаемых руководством с целью воздействия на экологическую эффективность организации ; (обучение, выполнение требований законодательства, обеспечение ресурсами и их эффективное использование, регулирование затрат на управление окружающей средой, обеспечение сбыта, разработка продукции, документации или проведение корректирующих действий).
1.2. Показатели эффективности функционирования (количество используемых материалов, приходящихся на единицу продукции; количество перерабатываемых, рециклированных или повторно используемых материалов; количество расходуемой энергии за годколичество опасных материалов, используемых в предлагаемых услугах и т.д Показатели эффективности функционирования - информация об экологической эффективности функционирования организации. (количество используемых материалов, приходящихся на единицу продукции; количество перерабатываемых, рециклированных или повторно используемых материалов; количество расходуемой энергии за год; количество опасных материалов, используемых в предлагаемых услугах и т.д. 2. ПСОС (показатели состояния окружающей среды) - дают представление о фактическом или возможном воздействии на окружающую среду деятельности предприятия ПСОС бывают глобальными, региональными и местными.
Примерами ПСОС могут быть следующие показатели: - свойства и качество основной массы воды; - качество воздуха в регионе; - опасные вещества; - количество или качество природных ресурсов; - температура океана; - концентрация загрязнителей в живых организмах; - истощение озонового слоя; - глобальные изменения климата и многие другие параметры.
2-я стадия - выполнение Сбор данных Сбор данных Анализ и преобразование в информацию Анализ и преобразование в информацию Сравнение информации с критериями экологической эффективности Сравнение информации с критериями экологической эффективности Результаты (публикация) Результаты (публикация) - эффективность сделанных затрат и достигнутых выгод; - прогресс в отношении достижения критериев экологической эффективности; - приемлемость используемых критериев экологической эффективности; - надежность источников данных; - методы сбора данных и качество данных.
Собранные данные должны быть проанализированы и преобразованы в информацию, описывающую экологическую эффективность организации в виде показателей ОЭЭ. Информацию, полученную в результате анализа данных, выражают в терминах ПЭЭ и ПСОС. Ее следует сравнить с критериями экологической эффективности организации. Такое сравнение может указывать на улучшение или ухудшение экологической эффективности. Результаты этого сравнения показывают, почему достигнуты или не достигнуты те или иные критерии экологической эффективности Информация, описывающая экологическую эффективность организации может иметь следующую форму: - тенденции изменения экологической эффективности (например, снижение количества отходов); - соответствие законодательным и нормативным актам; - соответствие организации другим требованиям, под которыми она подписалась; - экономия затрат или другие финансовые результаты;
3-я стадия – проверка и действие 3.1. рассмотрение и совершенствование ОЭЭ. ОЭЭ должно соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОЭЭ должно быть экономически эффективным и составлять часть регулярных деловых функций и деятельности организации. Информация, полученная при ОЭЭ, позволяет: - определить необходимые действия для обеспечения соответствия экологической эффективности организации установленным критериям; - идентифицировать важные экологические аспекты; - выявить возможности совершенствования управления экологическими аспектами (например предотвращение загрязнений); - выявить тенденции изменения экологической эффективности; - повысить эффективность и результативность всей деятельности организации; - идентифицировать стратегические возможности.
ГОСТ Р ИСО Экологические этикетки и декларации Экологическая этикетка, экологическая декларация - заявление, информирующее об экологических аспектах продукции или услуг. Жизненный цикл - это последовательные и взаимосвязанные стадии производственной системы – от добычи сырьевых материалов или использования природных ресурсов до размещения (утилизации) отходов Общая цель экологических этикеток и деклараций доведение до потребителя информации об экологических аспектах продукции и услуг
Основные принципы экологических этикеток и деклараций Точность, проверяемость, не должны вводить в заблуждение Точность, проверяемость, не должны вводить в заблуждение Экологические этикетки должны основываться на научной методологии Экологические этикетки должны основываться на научной методологии Критерии обеспечения экологических этикеток и деклараций, должны быть доступны для всех заинтересованных сторон. Критерии обеспечения экологических этикеток и деклараций, должны быть доступны для всех заинтересованных сторон. Должны учитываться все аспекты жизненного цикла продукции Должны учитываться все аспекты жизненного цикла продукции Экологические этикетки не должны препятствовать нововведениям, способствующим улучшению экологических характеристик. Экологические этикетки не должны препятствовать нововведениям, способствующим улучшению экологических характеристик.
В этикетки включены только те требования или информация, которые действительно необходимы для оценки соответствия продукции или услуги экологическим критериям и стандартам. В процессе разработки экологических этикеток должны проводиться открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. Информация относящаяся к экологической этикетке должна быть доступна всем реальным и потенциальным потребителям
ГОСТ Р ИСО Самодекларируемые экологические заявления -маркировка II типа Самодекларируемое экологическое заявление – это экологическое заявление изготовителя … заявляемое без сертификации независимой третьей стороной. Могут быть сделаны изготовителями, импортерами, дистрибьютерами, розничными торговцами или кем-нибудь еще, кто может получить выгоду от таких заявлений. Экологические заявления в отношении продукции могут быть в виде словесной формулировки, знака или графического изображения на этикетке продукции или упаковки, либо в документации на продукцию, техническом бюллетене, рекламном проспекте, рекламе, с помощью телемаркетинга, цифровых или электронных средств массовой информации, таких как Интернет.
Терминология. Попутная продукция - это любые два или более видов продукции, получаемых в одном единичном производственном процессе. Пояснительная формулировка - это любое пояснение, которое необходимо для того, чтобы экологическое заявление было правильно понято. Функциональная единица – это количественная характеристика производственной системы, используемая в качестве базовой единицы при исследовании оценки жизненного цикла Упаковка - это материал, который используют для защиты или размещения продукции при ее транспортировании, хранении, продаже или использовании.
Материал после потребления - это материал, получаемый на бытовом или торговом, промышленном и учрежденческом оборудовании, который не может быть больше использован по назначению Рециклированный материал - это материал, который повторно переработан из восстановленного (утилизированного) материала и превращен в конечную продукцию или компонент для включения в продукцию. Рециклируемый - это продукция, упаковка или компонент, которые могут быть не пущены в отходы, а переработаны и возвращены к использованию в качестве сырьевых материалов или продукции. Рециклированное содержимое - это массовая доля рециклированного материала в продукции или упаковке. (материал до потребления и материал после потребления)
Обусловленное экологическое заявление - это экологическое заявление, которое сопровождается пояснительной формулировкой, описывающей ограничивающие условия, действующие для данного заявления. Способность к модернизации - это характеристика продукции, которая позволяет модернизировать или заменять отдельные ее модули или детали без замены всего изделия. Отходы - это материальные объекты, которые производитель или держатель больше не использует, а выбрасывает или выпускает в окружающую среду. Материал до потребления - материал, получаемый в процессе производства помимо основной продукции и не пущенный в отходы, при этом исключено повторное использование материала
Не использовать экологические заявления с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками Не использовать экологические заявления с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками Если экологическое заявление может привести к непониманию, оно должно сопровождаться пояснительной формулировкой Если экологическое заявление может привести к непониманию, оно должно сопровождаться пояснительной формулировкой Способ представления заявления должен четко указывать, применяется заявление ко всему изделию или только к его компоненту или упаковке Способ представления заявления должен четко указывать, применяется заявление ко всему изделию или только к его компоненту или упаковке Заявления должны относиться к конкретной продукции Требования к заявлениям II типа
Заявления должны касаться только тех экологических аспектов, которые реально реализуются или могут быть реализованы в жизненном цикле продукции Заявления не должны быть основаны на отсутствии ингредиентов или свойств, которые никогда не относились к данной группе продукции При наличии экологического заявления использование знака необязательно Изображения природных объектов следует использовать в качестве экологических этикеток только при наличии прямой и проверяемой связи между объектом и декларируемым преимуществом
Не допускается использовать экологические заявления с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками. («экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая», «зеленая», «благоприятная для природы» и «благоприятная для озонового слоя») Об устойчивости нельзя делать никаких заявлений Если экологическое заявление может привести к непониманию, оно должно сопровождаться пояснительной формулировкой. Заявления должны касаться только тех экологических аспектов, которые реально реализуются в жизненном цикле продукции
В дополнение к экологическим знакам могут быть использованы слова и цифры. Среди экологических знаков следует отметить так называемые специальные знаки. Специальными их называют потому, что они их широко используются и являются общепризнанными. Использование специальных знаков не означает преимуществ таких экологических заявлений перед другими экологическими заявлениями. Лента Мебиуса должна использоваться только для заявлений о рециклированном или рециклируемом содержимом. Перед тем как сделать экологическое заявление, заявителем должны быть разработаны критерии оценки для проверки заявления. Процедура оценивания должна быть полностью документирована. Период хранения этих документов определяется периодом нахождения продукции на рынке, а также последующим периодом срока службы изделий.
Лента Мебиуса
Популярные экологические термины, используемые в заявлениях II типа Компостируемый. Это характеристика продукции …, обеспечивающая их биодеградацию и образование относительно однородной и стабильной гумусоподобной массы. Подверженный деградации - характеристика продукции, которая в конкретных условиях позволяет им разрушиться за определенное время. В отличие от компостируемости деградация происходит под действием абиотических факторов среды. Сконструирован с учетом разборки - конструкция продукции позволяет разобрать ее после окончания срока службы на составные части так, чтобы они повторно использовались, рециклировались … или каким-либо образом отводились от потока отходов.
Продукция с увеличенным сроком службы - это продукция, конструкция которой обеспечивает более длительное ее использование. Такие заявления являются заявлениями сравнительного типа. Восстановленная (регенерированная) энергия - это характеристика продукции, изготовленной с использованием энергии, восстановленной из материала или энергии, которые были бы выброшены как отходы, но вместо этого собраны. заявление делают только при R – E > 0; R – количество энергии, получаемое в результате процесса восстановления, МДж; E – количество энергии из первичного источника, используемое для восстановления или выделения энергии, МДж; P – количество энергии из первичного источника, используемое в процессе производства продукции, МДж.
Сниженное энергопотребление («энергоэффективный», «энергосберегающий» или «энергосохраняющий») - это снижение количества энергии, потребляемой при использовании продукции по назначению, по сравнению с количеством энергии, потребляемой при использовании другой продукции, выполняющей такие же функции. Сниженное потребление ресурсов - это снижение количества материала или энергии, используемых для производства или распределения продукции, упаковки или определенного их компонента. Сниженное водопотребление «водоэффективный» «водосохраняюший» или «водосберегающий»- это снижение потребления воды, связанного с использованием продукции по назначению, по сравнению с количеством воды, потребляемым другой продукцией аналогичного назначения.
Продукция (упаковка) многократного пользования - это продукция или упаковка, которая в течение жизненного цикла выполняет определенное число оборотов, ротаций и использований с той же целью, для которой они первоначально создавались. Снижение количества отходов - это снижение количества (массы) материала, идущего в отходы в результате изменения продукции, процесса или упаковки.
"Голубой Ангел" (Германия) «Белый лебедь» (Скандинавские страны) "Экологический выбор" (Канада)
"Эко-знак" (Япония) Информация о натуральности или органическом происхождении продукции
ГОСТ Р ИСО Экологическая маркировка I типа Это маркировка, на использование которой необходимо получение разрешения третьей стороны. Лицензия (для экологической маркировки типа I) - это документ, выданный по правилам системы сертификации Терминология Лицензиат - это сторона, которой органом, занимающимся экологической маркировкой, предоставлено право использовать экологическую этикетку I типа. Сертификация - это процедура, согласно которой третья сторона в письменном виде свидетельствует, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
Лицензия (для экологической маркировки типа I) - это документ, выданный по правилам системы сертификации, которым орган, занимающийся экологической маркировкой, предоставляет физическому или юридическому лицу право использования экологической этикетки I типа для его продукции или услуги. Принципы экологической маркировки I типа Принцип добровольности Принцип взаимодействия с законодательством (выполнение заявителем требований экологического законодательства). Принцип рассмотрения жизненного цикла. Принцип избирательности критериев. (Для группы однородной продукции). Чтобы выделять в группе однородной продукции экологически предпочтительную продукцию.
Принцип функциональности продукции. Пригодность продукции для использования по назначению и уровни ее эффективности. Принцип временности действия лицензии Принцип консультативности. Официальное открытое участие заинтересованных сторон. Принцип соответствия и проверки. Принцип прозрачности. Информация должна быть доступной заинтересованным сторонам. Доступность Научная основа экологических критериев продукции Платность. Взносы могут включать в себя плату за заявку, испытания или административные расходы. Должны поддерживаться на минимально возможном уровне.
Публичное объявление со стороны лицензиата Условия предоставления лицензии (от гос. органа) Подготовка документации (гос. орган) Контроль соответствия (гос. орган) Выдача лицензии Порядок сертификации на маркировку I типа Знак соответствия Системы обязательной сертификации
Экологический знак Международного экологического фонда Экологический сертификат Знак "Свободно от хлора" Экознак Европейского Союза Чехия
geprufte Sicherheit Канада Украина Москва Листок жизни (СПб)
Экологическая маркировка III типа. ГОСТ Р ЭТИКЕТКИ И ДЕКЛАРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ. Экологические декларации типа III Экологическая декларация типа III представляет собой количественную информацию об экологических характеристиках жизненного цикла продукции, предоставляемую потребителю поставщиком продукции. Сертификация может проводиться, но не обязательна. Количественные данные основываются на стандартах серии ГОСТ Р ИСО Этикетки типов I и II не допускается объединять с экологической декларацией типа III. Это необходимо для соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 14020, ГОСТ Р ИСО и ГОСТ Р ИСО
Основная цель экологических деклараций типа III - количественные экологические данные о продукции. Экологические декларации типа III не содержат сравнительных оценок, но информация, содержащаяся в них, может быть использована для выполнения сравнительного анализа продукции. Варианты методологии для экологических деклараций типа III и программ вариант А - инвентаризационный анализ жизненного цикла в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14040, ГОСТ Р ИСО 14041,ГОСТ Р ИСО 14043; вариант Б - инвентаризационный анализ жизненного цикла с последующей ОВЖЦ в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14040, ГОСТ Р ИСО вариант В - инвентаризационный анализ жизненного цикла в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14040, ГОСТ Р ИСО 14041, ГОСТ Р ИСО с дополнительным анализом данных ОВЖЦ - оценка воздействия на протяжении жизненного цикла.
Разработка декларации III типа Разработка экологической декларации типа III включает в себя три этапа: 1.подготовку декларации 2.верификацию используемых методов 3.сертификацию пригодности методов и достоверности информации. Оценка жизненного цикла определение целей и области исследования; инвентаризационный анализ жизненного цикла; оценка воздействия (на протяжении) жизненного цикла; интерпретация результатов оценки жизненного цикла (ГОСТ Р ИСО 14040).
ИАЖЦ включает сбор данных, необходимых для достижения определенных целей исследования. Важна инвентаризация данных о входных и выходных потоках исследуемой системы. На фазе интерпретации ИАЖЦ (ГОСТ Р ИСО 14041) данные оцениваются в свете целей, области исследования, сбора дополнительных данных. Выполнение фазы интерпретации обычно улучшает понимание данных, используемых для целей отчета. Результаты ИАЖЦ выражают в терминах входных потоков природных ресурсов, материалов и потребляемой энергии. Выходные потоки выражаются в виде выбросов в атмосферу, сбросов в воду и твердых отходов, удаляемых в окружающую среду. Выбор из отчета данных о входных и выходных потоках ИАЖЦ, включаемых в экологическую декларацию типа III, основан на идентификации наибольших входных и выходных потоков, как при интерпретации результатов ИАЖЦ. Все входные и выходные потоки определяют в расчете на функциональную единицу
ОВЖЦ присваивает результатам ИАЖЦ категории воздействий. Для каждой категории воздействий выбирают показатель категории и рассчитывают его значение. Агрегированные значения показателей, называемые профилем ОВЖЦ, дают информацию об экологических аспектах, связанных с входными и выходным потоками продукционной системы. Основное содержание фазы ОВЖЦ включает несколько обязательных элементов, которые превращают результаты ИАЖЦ в значения показателей В экологических декларациях типа III, основанных на ОВЖЦ, профиль ОВЖЦ предпочтительнее характеризовать через показатели категорий в абсолютных значениях. Например, показатель категории - изменение климата - выражают через выбросы тепличных газов (результаты ИАЖЦ), осуществляющих поглощение инфракрасного излучения, выполняющих роль показателя категории.
В ИАЖЦ результаты ОВЖЦ выражают в расчете на функциональную единицу. Типы систем экологического менеджмента структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность); структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность); структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия. структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия. по положению экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста в общей системе управления:
Экологические службы дифференцированного типа. Обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду Экологические службы интегрированного типа. Сотрудники все вместе выполняют работы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов Экологические службы смешанного типа По способу организации деятельности возможно следующее деление экологических служб предприятий:
Общие подходы к организации экологической службы на промышленных предприятиях для мелких и средних предприятий оптимальна служба интегрированного типа для мелких и средних предприятий оптимальна служба интегрированного типа для предприятий и производственных объединений более эффективна служба дифференцированного для предприятий и производственных объединений более эффективна служба дифференцированного При любой организации производственной экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического менеджмента При любой организации производственной экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического менеджмента
Коммуникации в системе ЭМ. Коммуникации – это взаимодействия между субъектами системы экологического менеджмента, а также связи между функциями, элементами системы и отдельными людьми. Формальные Неформальные заранее оговорены в регламентах административные коммуникации; финансовые коммуникации; информационные коммуникации
Экологический аудит ГОСТ Р ИСО Экологический аудит – это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Целью экоаудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.
Предмет экологического аудита виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием; состояние окружающей среды на производственном или природном объекте; системы управления окружающей средой; соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований; использование ресурсов; процессы обращения с отходами; финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.
Основные принципы экоаудита Объективность экоаудиторов: 1.Этичное поведение Компетентность аудиторов 2.Сохранение конфиденциальности 3.Добросовестное изложение 4.Независимость 5.Проверяемость результатов При проведении экоаудита проверяется степень соответствия характера деятельности, продукции, системы управления и др. экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, действующим на территории РФ. профессионально-этические Методологические Планирование процедуры: 1.Целесообразность методики и технологии 2.Критерии существенности и достоверности 3.Анализ информации и формирование выводов 4.Взаимодействие аудиторов
Концепция компетентности аудиторов
Задачи экоаудита обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
Виды экоаудита Внутренний: «аудит первой стороной», проводятся обычно самой организацией или от ее имени, для внутренних целей и может служить основанием для декларации о соответствии.. Внешний: «аудит второй стороной» или «аудит третьей стороной». Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ИСО 9001 или ИСО
1.Оценка соответствия требованиям экологического законодательства Российской Федерации 2.Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO Качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO Оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия. Важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 последних года 5.Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического менеджмента. Этапы экоаудита
Программа аудита может включать один или несколько аудитов, в зависимости от размера, типа и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут преследовать разнообразные цели и могут также включать комплексные или совместные аудиты. Источники информации а) опрос сотрудников и других лиц; б) наблюдение за деятельностью, производственной средой и условиями; в) документы, такие как политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, лицензии и разрешения, спецификации, чертежи, контракты и заказы;
г) записи, такие как протоколы контроля, протоколы совещаний, отчеты по аудитам, записи по программам мониторинга и результаты измерений; д) сводки данных, анализы, индикаторы работы; е) информация по программам выборочного контроля проверяемой организации и процедурам выборочного контроля и измерений; ж) данные из других источников, например, обратная связь с потребителем, другая актуальная информация от внешних сторон и оценка поставщиков; з) компьютерные базы данных и Web-сайты.
Результаты экоаудита Количественная оценка эффективности систем экологического менеджмента. Осуществляется на основе системы разнообразных критериев и показателей. Количественная оценка эффективности систем экологического менеджмента. Осуществляется на основе системы разнообразных критериев и показателей. Качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента. Оценивается по намерениям, предпринимаемым действиям и достигнутым результатам, в первую очередь по инициативным добровольным видам деятельности в области экологического менеджмента. Качественная оценка эффективности систем экологического менеджмента. Оценивается по намерениям, предпринимаемым действиям и достигнутым результатам, в первую очередь по инициативным добровольным видам деятельности в области экологического менеджмента. Оценка производится по результатам ответов на вопросы
в зависимости от ответов на вопросы аудиторы выставляют ту или иную оценку по каждому критерию. Возможны следующие варианты общей оценки: "0" - не более одного положительного ответа; "1/2" – 2-3 положительных ответа; "1" 4-5 положительных ответов. Сумма полученных результатов по всем критериям позволяет получить итоговую качественную оценку эффективности существующей системы экологического менеджмента: менее 30% от максимально возможной величины - "осуществляемая предприятием деятельность по экологическому управлению и менеджменту фрагментарна и в целом не эффективна"; предприятие нельзя относить к экологически состоятельным;
30-50% - осуществляемая предприятием деятельность по экологическому менеджменту в целом удовлетворительна, но требует дальнейшего развития и совершенствования; экологическая состоятельность предприятия в целом недостаточна; 50-70% - осуществляемая предприятием деятельность по экологическому менеджменту в целом достаточно эффективна, но при этом имеются неиспользованные возможности для ее дальнейшего улучшения; экологическая состоятельность предприятия в целом удовлетворительна; более 70% - осуществляемая предприятием деятельность по экологическому менеджменту высокоэффективна; само предприятие может рассматриваться как лидер в области экологического менеджмента; экологическая состоятельность предприятия бесспорна.
Экологический аудит считается завершенным, если все действия, установленные планом аудита, выполнены, и утвержденный отчет по аудиту разослан. Относящиеся к аудиту документы должны быть сохранены или уничтожены по соглашению между участвующими сторонами и в соответствии с процедурами по программе аудита и применимыми законодательными, регламентирующими и контрактными требованиями. Если это не требуется законодательством, аудиторская группа и лица, ответственные за руководство программой аудита, не должны разглашать содержание документов, любую другую информацию, полученную в ходе аудита, или содержание отчета по аудиту любой другой стороне без определенного одобрения заказчика аудита и, если применимо, без одобрения проверяемой организации. Если требуется раскрыть содержание документа по аудиту, то заказчик аудита и проверяемая организация должны быть уведомлены об этом как можно скорее.
Экологическая сертификация Экологическая сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям Объекты обязательной экологической сертификации системы управления окружающей средой; производственные и опытно-экспериментальные объекты, предприятия и организации, в том числе оборонной промышленности, использующие экологически вредные технологии;
продукция, способная оказать вредное воздействие на окружающую среду; отходы производства и потребления и деятельность в сфере обращения с отходами. и т.д. Экологическая оценка Экологическая оценка - это процесс анализа и оценки экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций с заинтересованными сторонами, а также учет результатов этого анализа и консультаций в планировании, проектировании, утверждении и осуществлении данной деятельности.
Принципы экологической оценки Превентивности (+анализ альтернатив ) Комплексности Принцип демократичности Предмет экологической оценки Воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду; Намечаемая деятельность проектного уровня; Планы и программы, отраслевые схемы развития, проекты нормативных актов, которые могут иметь значительные экологические последствия. Затрагивает медицинские, социальные и экономические последствия намечаемой деятельности, связанные с воздействием на окружающую природную среду.
Участники экологической оценки Инициатор деятельности - хозяин намечаемой деятельности Специально уполномоченные органы контроль за процессом экологической оценки; принятие решения по итогам экологической оценки; согласование отдельных аспектов намечаемой деятельности. Другие заинтересованные стороны Исполнители Ответственность Во многих системах ЭО ответственность за выполнение этих работ возложена на инициатора деятельности, который выполняет их собственными силами, или же привлекает специальную компанию.
Этапы экологической оценки ОВОС Экологическая экспертиза Процесс экологической оценки проектов должен начинаться на самых ранних стадий разработки проекта и проходить параллельно с процессом проектирования
Производственный экологический контроль Согласно закону «Об охране окружающей среды» природопользователи обязаны организовать производственный экологический контроль. Производственный контроль может производиться силами лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду или по договору сторонней организацией. Собственная лаборатория должна иметь следующие документы: положение о лаборатории, паспорт лаборатории, свидетельства о поверке средств измерений органами государственной метрологической службы, паспорта на государственные стандартные образцы состава и свойств контролируемых объектов,
результаты внутреннего и внешнего контроля качества выполняемых измерений, акты отбора проб и журналы их регистрации, аттестованные методики выполнения измерений, журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду. Выбросы При производственном химико-аналитическом контроле за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) непосредственно на источниках загрязнения в план-графике лабораторного контроля определяют перечень веществ подлежащих контролю. Наряду с контролем непосредственно на источниках загрязнения возможен контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках.
наблюдения ведутся за: расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам; расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным нормативам ПДС; расходом, составом и свойствами вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах. Сбросы
В ходе контроля обеспечивается: оценка состава и свойств исходных вод в местах собственных водозаборов; систематические данные об объемах забираемой, используемой и возвратной воды и их соответствие установленным лимитам; информацию о количестве и качестве различных категорий сточных вод; оценка эффективности работы имеющихся очистных сооружений, количества и качества очищенных и повторно используемых вод. оценка состава и свойств возвратных вод и соответствия их установленным нормативам ПДС; оценка состава и свойств вод в фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды;
исходные данные к отчетности предприятия по установленным формам статистической отчетности. Наряду с отбором проб сточных возвратных вод должен производиться отбор проб исходной воды водоисточника для определения фоновых показателей, а также проб воды после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе. Обращение с отходами Контроль включает в себя: проверку порядка и правил обращения с отходами; анализ существующих производств, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов; учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
нахождение класса опасности отходов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее; составление и утверждение Паспорта опасного отхода; определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями; мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов; проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;
проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов; анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов. Государственный экологический контроль действующего предприятия Осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», с изменениями на 1 октября 2003 года
Как правило, продолжительность мероприятия по государственному экологическому контролю не должна превышать один месяц. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по государственному экологическому контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Государственные инспектора имеют право : проверять соблюдение нормативов, проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы
Организация работы по охране окружающей среды на предприятии Экологическая служба предприятия должна решать следующие вопросы: поддерживать контроль за соблюдением экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
участвовать в проведении работ по: очистке промышленных сточных вод, предотвращению выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов; контролировать состояние окружающей среды в районе расположения предприятия; вести в установленном порядке отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды
Охрана атмосферного воздуха Согласно федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране атмосферного воздуха. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха ТехнологическиеСпециальные Использование более прогрессивной технологии Применение более экологичных видов топлива; Применение рециркуляции дымовых газов Увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности; Внедрение наиболее совершенной структуры газового баланса предприятия сокращение неорганизованных выбросов очистка и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов улучшение условий рассеивания выбросов
В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании специального разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. Предприятие обязано проводить инвентаризацию источников вредных выбросов. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в 5 лет. При инвентаризации должны быть учтены все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе.
На предприятии данные первичного учета, заносятся в следующие типовые формы: ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха", ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок". Закон «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает введение технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов (ПДВ). Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества, который устанавливается для источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в расчете на единицу продукции и другие показатели.
ПДВ - норматив предельно допустимого выброса. Он устанавливается для каждого стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом ТНВ и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Временно согласованные выбросы (ВСВ) - Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проект предельно допустимых выбросов Проект нормативов допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух разрабатывается природопользователем в соответствии с: ГОСТом «Охрана природы. Атмосфера….., «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД-86», «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий» и другой действующей нормативно- методической документацией.
Проект тома ПДВ должен включать следующие разделы: Введение. Общие сведения о предприятии: Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов Ситуационная карта-схема района размещения предприятия Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы: Краткая характеристика технологии производства Краткая характеристика существующих установок очистки газа
Оценка степени соответствия применяемой технологии, пылегазоочистного оборудования передовому научно- техническому уровню Перспективы развития или технического перевооружения предприятия Перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы Характеристика аварийных выбросов в виде таблицы Параметры выбросов загрязняющих веществ для расчета ПДВ от организованных и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Обоснование полноты и достоверности исходных данных принятых для расчета ПДВ. Сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения
Расчеты и предложения по нормативам ПДВ: Наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ Результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития Предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту, занесенные в таблицу и план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города с целью достижения нормативов ПДВ Обоснование возможности достижения нормативов ПДВ с учетом использования малоотходных технологий и т.д.
Уточнение размеров санитарно-защитной зоны. Данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно-защитную зону. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ): План мероприятий по сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий Общая характеристика выбросов вредных веществ в период НМУ Краткая характеристика каждого конкретного мероприятия с учетом реальных условий эксплуатации технологического оборудования Обоснование возможного диапазона регулирования выбросов по каждому мероприятию.
План-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии Предприятия, для которых установлены ПДВ (ВСВ), должны организовать систему контроля за соблюдением ПДВ (ВСВ). При контроле за соблюдением ПДВ (ВСВ) основными должны быть прямые методы. При невозможности применения прямых методов используют балансовые, технологические и др. методы.
Контроль непосредственно на источниках выбросов; Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны или в селитебной зоне населенного пункта. Контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках проводится только для крупных предприятий с большим количеством источников неорганизованных выбросов. Виды контроля за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии
Порядок получения разрешения на выбросы Природопользователь представляет в специально уполномоченный орган в области охраны окружающей среды следующие документы: Проектно-нормативную документацию, включающую согласованный в установленном порядке план-график контроля за соблюдением нормативов допустимых выбросов; Заключение органов Госсанэпиднадзора по итогам рассмотрения проектно-нормативной документации. По результатам экспертизы проектно-нормативной документации специально уполномоченный орган оформляет норматив допустимых выбросов и разрешение на выброс загрязняющих веществ
Нормативы допустимых выбросов в атмосферу устанавливаются на срок 5 лет, а разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается на 1 год. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов природопользователю устанавливаются лимиты на выбросы, действующие только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды. В соответствии со статьей 45 федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов веществ. Законом запрещена эксплуатация транспортных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Для правильного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от эксплуатации автомобильного транспорта на предприятии должны вестись журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств, ежедневного расхода горючего и пройденного километража. Кроме того, ведется журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям, а также журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями. Охрана поверхностных вод от загрязнения Предприятие – водопользователь обязано иметь лицензию и договора на пользование водным объектом и соблюдать их условия.
На предприятии должна быть в наличии контрольно- измерительная аппаратура по определению качества забираемой и сбрасываемой воды, с помощью которой ведутся систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами; Предприятие должно иметь план ликвидации аварий, содержащий: указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта.
Предприятие – водопользователь согласно Водному Кодексу РФ обязано при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод. Также учитывается количество загрязняющих веществ в сбрасываемых водах. Данные первичного учета, заносятся в типовые формы: ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами", ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами" ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод".
Для каждого предприятия-водопользователя устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) и план мероприятий по достижению уровня ПДС. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод с учетом недопустимости превышения ПДК в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ допускается устанавливать лимиты на сбросы на основе временных разрешений. Проект нормативов допустимых сбросов
Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС. Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) разрабатывается предприятием-водопользователем в соответствии с ГОСТ «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и другой действующей нормативно- методической документацией. Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователю ежегодно выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ.
Охрана окружающей среды при обращении с отходами производства Вопросы обращения с отходами регулируется федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и подзаконными актами. Различают отходы производства и отходы потребления Отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства Отходы потребления - мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.
В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе научно- технических достижений проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; Предоставлять необходимую информацию в области обращения с отходами;
Отходы производства и потребления могут включать в себя опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия подразделяются на классы опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды.
Форма паспорта опасного отхода утверждена Приказом МПР России от
Учет отходов на предприятии Статистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2ТП - (токсичные отходы). предприятия, в результате деятельности которого образуются отходы, обязаны: вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; установить класс опасности отходов; составить паспорта на опасные отходы; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение; получить лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения. Лимиты устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
При разработке проекта ПНООЛР учитываются: Экологическая обстановка на данной территории; Предельно-допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду; Наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов. При определении нормативов образования отходов применяются следующие методы: метод расчета по материально-сырьевому балансу; метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов
Для объекта хранения отходов ПНООЛР разрабатывается с учетом: площади и вместимости объекта хранения отходов; сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья; экономической целесообразности формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов.
Для объекта захоронения отходов ПНООЛР разрабатывается с учетом: количества предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов; вместимости объекта захоронения отходов; расчетного срока эксплуатации объекта захоронения отходов; иных характеристик объекта захоронения отходов. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461.
Для утверждения лимитов на размещение отходов предприятие представляет в следующие документы: заявление с указанием наименования и организационно- правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке; копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами; проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов РФ; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов. Территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ в месячный срок рассматривают представленные материалы и принимают решение.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду Законом "Об охране окружающей среды" установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации или физические лица. Платными являются следующие виды воздействия: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года).
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения: за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Перечисление предприятием платы за загрязнение окружающей среды осуществляется ежеквартально в случае перечисления плановых платежей - не позднее 20-го числа последнего месяца квартала; при перечислении фактических платежей плата вносится за I - III кварталы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В IY квартале плановые платежи перечисляют не позднее 20-го числа декабря месяца. Перерасчет платы за IY квартал отчетного года производится в январе месяце следующего года и вносится не позднее 20-го числа этого месяца.
Суммы излишне внесенных платежей засчитываются предприятию в счет платы следующего квартала. Документация предприятия по вопросам охраны окружающей среды Планы мероприятий по охране окружающей среды. Инструкции по охране окружающей среды на предприятии. По охране атмосферного воздуха: Приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ). Должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ. Приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования.
Приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, его цехам и участкам. По охране поверхностных вод и водопользованию: Приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений. Должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения. Должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды.
Порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды. Производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений. По обращению с отходами: Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами. Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку. Документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами.
Приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия. Инструкции по обращению с отходами производства и потребления на территории предприятия. Документация производственного экологического контроля должна в общем случае включать следующие документы: Документы по охране атмосферного воздуха: Проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах). Проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия».
Паспорта газоочистных установок. График планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок. График контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ. ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик». ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха». ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок». Журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.
План мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. План мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ. Журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств. Журнал ежедневного расхода горючего. Журнал пройденного километража. Журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям. Журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.
Документы по охране поверхностных вод. Лицензия на пользование водными объектами. Лицензионное дело на пользование водными объектами. Договор на пользование водными объектами. Договор на пользование городской системой водоснабжения и канализации. Договор на проведение аналитического контроля (при отсутствии собственной лаборатории). лимиты водопотребления и водоотведения при сбросе сточных вод в поверхностные объекты, балансовая схема водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям, проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами при сбросе сточных вод в поверхностные объекты
норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС), паспорт водного хозяйства предприятия, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городской канализации, схема-график аналитического контроля соблюдения нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами, влияния на водные объекты и контроля эффективности работы очистных сооружений, паспорта на очистные сооружения, график планово-предупредительного ремонта (ППР) водных коммуникаций и очистных сооружений, план ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.
ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами», ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами», ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений». Документация по обращению с отходами. документы на право владения или пользования земельным участком, лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами, выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами
положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии, свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов
договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов со сторонними организациями. заключения контролирующих органов о загрязненности почвы (территории предприятия) протоколы аналитического контроля химического, биологического, радиоактивного загрязнения почвы, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты размещения отходов, паспорта опасных отходов. перечень отходов, образующихся на предприятии, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, материалы по определению класса опасности отходов, справки, накладные, квитанции, письма о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание.
Государственная статистическая отчетность. Формы государственного статистического наблюдения: 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах"; 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»; 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»; 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»; 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду: декларация плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду на текущий год, ежеквартальные декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду, ежемесячные налоговые декларации по плате за пользование водными объектами, копии платежных поручений о перечислении платежей за пользование водными объектами, расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду,
расчеты ежемесячной платы за пользование водными объектами. Документы по результатам осуществления государственного экологического контроля: журнал регистрации проверок контролирующими органами, акты проверок предприятия, протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, разрешения на возобновление работы, приказы по предприятию об устранении нарушений, установленных при проверке предприятия, отчеты о выполнении предписаний, переписка с контролирующими органами.