«Господин средней руки, не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок. Коллежский советник помещик, по своим Надобностям.»
Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, который является собирательным образом. На образе этого города можно представить всю страну. Жизнь города зависит от многочисленных чиновников. Все чиновники в этом городе имеют низкий уровень образованности. Чиновники это своего рода вершители судеб жителей губернского города. От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Ни одно дело не рассматривалось без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения - явления постоянные и повсеместные.
Манилов Манилов совершенно не занимается хозяйством - ему это не интересно. Он любит, потягивая трубочку, мечтать о постройке подземного хода или каменного моста через пруд. Манилова изображен внешне приятным и незлым человеком. Гоголь показал, что мягкосердечный бездельник ничуть не лучше злодея, так как перепоручает свое хозяйство и крестьян кому попало.
Коробочка Коробочка - достаточно зажиточная помещица, рачительная хозяйка, готовая продавать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Она готова на все, лишь бы получить деньги.
В крестьянах видит только средство наживы и заработка. В купчий крестьян видит шанс заработать и поэтому торгуется на более высокую сумму.
«Ноздрев человек - дрянь!» Он не имеет никакого понятия о достоинствах человека, правилах общения и нормах поведения. Он продаст, обманет, разнесет слух по всей округе, да еще и приврет «три короба» морали. Он прокутил все, забросил имение и обосновался на ярмарке, в игровом доме. Псарня была единственным приличным местом, где Ноздрев чувствовал себя как отец среди детей.
Заядлый картежник, который постоянно все проигрывает Постоянно врет и спешит продать ненужные никому вещи в тридорого.
Он груб, неуклюж и неотесан внешне, так же бедно и его внутреннее содержание. Заботится лишь о собственном сытом существовании, обогащении любыми способами. Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно.
Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей. Заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето, и предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно. Облик самого хозяина достаточно неприятен. «Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши»
Таким образом, писатель выводит в поэме не просто пять образов помещиков он показывает пять ступеней деградации и омертвления человеческой души. «Мертвыми душами» в поэме следует считать не купленных Чичиковым умерших крестьян, а самих помещиков – владельцев крепостных. От Манилова до Плюшкина раскрывается пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке. Давно ушли в прошлое помещики, но не умирает поэма Гоголя. Образы, им созданные, сделались достоянием русской литературы, а имена этих героев- нарицательными. Вывод: