Исследовательская работа Малащенко Кристины
МОДА – это принятый в данный момент времени стиль, вид одежды, прически и т.д. МОДА – 1) Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определенное, обычно недолгое время. Войти в моду; одет по моде. 2) Образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). Журнал мод. 3) Манера поведения, обычай ( прост.). Взял моду ругаться. Словарь Ожегова. МОДА – 1) В какое-нибудь время в какой-нибудь среде склонность, пристрастие к чему-нибудь, предпочтение, оказываемое кому/чему-нибудь. Латынь из моды вышла ныне…(Гл. 1.) // Принятая манера одеваться, причёсываться и т.д. Острижен по последней моде… (Гл. 1). 2) Предмет туалета модного покроя. Про вести города, про моды// Беседу с нею не вела.(Гл. 2)
Начало 19 в. Характеризуется появлением в искусстве и в быту стиля АМПЕР. Особенно глубоким было влияние стиля ампер в женской одежде. В начале 19 в. Дамы отбросили парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники. Изменился не только фасон платьев, но и их длинна: они стали короче. Сначало открылись башмачки, а затем и щиколотаи ног. Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры…
Женский костюм дополнялся множеством украшений: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. В дамский туалет входили длинные перчатки, веер, ридикюль и небольшой зонт. Во второй четверти 19 в. Силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Корсет носила очень узкий И русский н, как н французский, Произносить умела в нос… Вместе с модой на одежду менялись и причёски.
Мужской костюм пушкинского времени приобрёл большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении 19 века диктовала Англия. Любой светский мужчина того времени носил фрак. Другой распространенной одеждой был сюртук. В 20-е годы 19 века на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Самым распространённым головным убором пушкинского времени был цилиндр. Во второй четверти 19 столетия в моду вошла широкая шляпа – боливар. Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки чаще носили в руках. Самой модной вещью была трость. Часы носили на цепочке. Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями. Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет.
19 век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети 19 столетия мужчины надели каррики. Верхней одеждой также был двубортный редингот или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. В 30-е годы прошлого века в моду вошёл макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды.
Пушкин не описывает ни внешности, ни платье Татьяны, пока она - провинциальная девушка. Рисовать её внешность и костюм не было нужды: в отличие от Ольги, важно совсем другое – её душа, её внутренний мир. Но в 8 гл. романа портрет героини создается с помощью предметов туалета, и мы видим Татьяну – светскую даму: Кто там в малиновом берете С послом испанским говорит?.. Берет самый распространенный головной убор 20-х годов 19 в. Он счастлив, если ей накинет Боа пушистый на плечо… Боа было доступно только великосветским дамам. Этим предметом туалета Пушкин подтверждает изменения, произошедшие с Татьяной.
Таким образом, предметно-бытовая деталь в описании одежды Татьяны играет композиционную роль: новые детали костюма героини знаменуют новый этап в её жизни и в организации романа. Точно так же, описывая путь матери Татьяны, Пушкин использует детали костюма. Сначала мы узнаём, что *Она была одета Всегда по моде и к лицу… *Корсет носила очень узкий… А к концу жизни: *Обновила наконец На вате шлафор и чепец.