Изображения вещества, полученные с помощью электронных и атомно-силовых микроскопов, стали объектом наноарта нового направления в искусстве. Правда, чтобы цифровой «отпечаток» превратился в произведение искусства, надо лишь немного приукрасить реальность.
Каждая эпоха рождает новое течение в искусстве. Наш век дал жизнь такому направлению, как наноарт. Благодаря развитию нанотехнологий стало возможно проникнуть в глубинный мир материи, сделавшийся предметом творческого вдохновения для многих подкованных в научном плане художников. Их произведения это удивительные по своей красоте и необычности молекулярные и атомные пейзажи (изображения естественных структур материи), а также наноскульптуры (результат манипуляций с материей на молекулярном и атомном уровнях с использованием физических и химических процессов). Подобные работы можно увидеть как на выставках нанотехнологий, так и в музеях современного изобразительного искусства, поскольку они являются и иллюстрациями достижений современной науки и объектами искусства.
Кто-то может сказать, что наноарт та же фотография. Это не так. Фотографические снимки созданы фотонами (частицами света), а изображения наноарта электронами, которые проникают в глубинные структуры материала. Растровый электронный микроскоп отображает поверхность образца с большим разрешением (менее микрометра) и при гораздо большем увеличении (до 300 тысяч раз). Полученные без световых волн изображения чёрно-белые, их затем обрабатывают с помощью различных художественных технологий.
Начало этому направлению в искусстве положил Крис Орфеску, румынский учёный и художник, живущий в США. Уже более двадцати лет он реализует проекты на стыке науки и визуального искусства. У Орфеску появились последователи, среди которых наиболее известные Алессандро Скали и Робин Гуд (Италия), Грит Рухланд (Германия). Развивается это течение и в России. Московский художник Алексей Державин работает именно в этом направлении. Чёрно-белое фото какого-либо материала, полученное на электронном микроскопе его друзьями-учёными, он обрабатывает в графическом редакторе и затем увеличивает.
«Осколки» самая известная картина Криса Орфеску. Изображение коллоидной частицы графита, погружённой в жидкий азот при температуре -196 °С
Спасибо за внимание.