Тема школы: «Компетентностный подход в обучении и воспитании через использование современных образовательных технологий и информационной среды»
Тема педсовета: «Компетенции и компетентностный подход в образовании"
Образование - не самоцель, а основной механизм изменения знаний, ценностей, поведения и образа жизни.
Главные проблемы общего образования: - Неэффективность системы общего образования (то, чему учим в школе, в школе же и востребовано); - Содержание образования российской школы сложилось в советские годы и не соответствует потребностям современной экономики и цивилизации.
Компетенция - наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося. Компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика).
Компетентностный подход – такой подход к образованию, при котором его результаты признаются значимыми за пределами системы образования. Результаты образования – не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных новых непредсказуемых проблемных ситуациях.
«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в различных сферах человеческой деятельности.»
Ключевые компетенции: -Ценностно-смысловые компетенции - Общекультурные компетенции - Учебно-познавательные компетенции - Информационные компетенции - Коммуникативные компетенции - Социально-трудовые компетенции - Компетенции личностного самосовершенствования
Иерархия образовательных компетенций: - ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); - общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для сововкупности предметов, образовательной области); - предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).
Позиция учителя: - Перестает быть вместе с учебником носителем объективных знаний и передавать их обучающемуся. - Главная задача – мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности, создать условия для развития и инициировать их на реализацию своих способностей и интересов на уровне определенных компетенций.
Развитие обучающихся: - Индивидуальное развитие каждого обучающегося связано, прежде всего, с приобретением умений, к которым у него уже есть способность, а не с приобретением тематической информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, но и, по сути, не имеет никакого отношения к его индивидуальности
Фундаментальные цели образования (из документов ЮНЕСКО): - научить получать знания – учить учиться; - научить работать и зарабатывать (учение для труда); - научить жить (учение для бытия); - научить жить вместе (учение для совместной жизни);
Благодарю за внимание!