Интеллектуальное развитие выпускников (методики ШТУР-2 и АСТУР)
Интеллект (понимание, познание) это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, память, восприятие, представление, мышление, воображение. Это способность из минимума информации выводить максимум заключения в кратчайшее время и простейшим анализом
Мышление- познавательная деятельность, позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Успешность выполнения субтестов Общая осведомленность 1 : правильный ответ - точное понятие из области научных знаний. Это умение анализировать, синтезировать и сравнивать информацию- важнейший мыслительный процесс, на котором строится весь процесс обучения. Кроме того, он показывает степень САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ мышления (в какой степени человек не поддается на штамповые провокации, типа: « женщина никогда не выше мужчины). Показывает степень логического отбора, «языковое чутье», вербальный интеллект, кругозор.
Субтест 2 «Двойные аналогии» и субтест 9 «Двойные представления» Процесс мышления в форме абстрактных понятий. Абстрактно-логическое мышление обеспечивает усвоение знаний в областях таких наук, как математика, физика, черчение, химия. Сформированность умения оперировать не только отдельными понятиями, но и целыми классами и системами. Выявляются наиболее или наименее отработанные типы логических связей: вид - род, часть - целое, причина - следствие, порядок следования, противоположности, функциональные отношения. Успешность выполнения субтеста говорит о скрупулезности, въедливости ума. Показывает способность оформить полученные данные в научные результаты, научную работу, где все будет точно и однозначно зафиксировано. Показывает сформированность ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Субтест 3: «Скоростные способности» Характеристика скорости протекания мыслительного процесса является свидетельством определенной выраженности свойств нервной системы: лабильность (подвижность, неустойчивость, изменчивость) и инертность. То есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других без ошибок. Данные результаты показывают динамические особенности: быстроту, скорость, темп деятельности. Эти свойства нервной системы особенно важны при выполнении контрольных, тестовых работ, заданий ЕГЭ, когда работа выполняется в нормированный отрезок времени и в ускоренном темпе.
Субтест 4: «Классификация» Показывает систематизацию, распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков. Часто для овладения новым учебным материалом необходимо применять классификации, основанные на более сложных способах переработки: аналогия, систематизация, структурирование. При этом происходит процесс установления взаимного расположения частей, составляющих целое, определение внутреннего строения запоминаемого. Классификация необходима при запоминании, повышает его эффективность, когда при при незначительной смысловой обработке выделяется опорный пункт, группировка, выделение последовательностей, ассоциации. Информация (сообщение, текст) разбивается на части не по внешним признакам, а по смысловому содержанию.
Субтест 5 «Обобщение» Результат анализа сравнения предметов, понятий через выделение общих признаков. Следствием умения анализировать и синтезировать информацию является хорошее развитие и способности к обобщению (а также и к классификации, к умению работать по аналогии, делать самостоятельные умозаключения и т.д.).
Субтест 6«Логические схемы» Показывает сформированость логических операций, умение устанавливать родо-видовые отношения, связи, выявлять закономерности. Показывает уровень индуктивного мышления, чутья языка, т.е. процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение вывод, который делается исходя из имеющихся данных, продвигаясь от частных случаев к общему выводу, вытекающему из них. Умозаключения освобождают человека от необходимости решать каждую новую мыслительную задачу как неизвестную, большинство умственных задач имеют много сходного.
Индукция
Субтест 7 «Числовые закономерности» Умение выполнять мыслительные операции на наглядном и числовом материале, определяет насколько развито «математическое чутье», а на самом деле навыки счета, умножения и деления. Способность увидеть и спрогнозировать дальнейший числовой ряд формируется при регулярных занятиях арифметикой с добавлением навыков элементарных логических действий.
Субтест 8 «Пространственные представления» Диагностирует особенности пространственного мышления. Определяет хорошее развитие пространственного воображения и комбинаторных мыслительных операции, которые взаимосвязаны с восприятием и творческим процессом. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость, т.е. с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.
Лингвистические способности -вербальное понимание - способность понимать и раскрывать значение текстов и слов; беглость речи - способность быстро подобрать слово по заданному критерию, вербальный интеллект- литература, история Логико-математические способности- умение анализировать изменяющиеся условия, способность находить новый способ решения задачи, гибкость мышления, числовой интеллект- математика, физика, химия Пространственные способности - способность создавать в уме модель пространственного расположения предмета и использовать эту модель, пространственный интеллект- биология, география, физика