Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием
Государственно-общественное управление образованием Один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем. Всю широту и многообразие образовательных потребностей общества могут удовлетворить только взаимодействия государственных и общественных систем. Государственно-общественное управление образованием
Если школой управляют только представители официальной "вертикальной власти" (учредители, школьная администрация во главе с директором), характер управления является исключительно "государственным", или "ведомственным". Если к реальному управлению школой привлекаются представители общественной, в том числе и родительской, управление носит более демократический "государственно-общественный характер".
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: - внедрение моделей государственно- общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования; Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.
"Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе школ, с одновременным повышением их ответственности за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат". В.В. Путин, Послание Федеральному Собранию Российской Федерации г.
Построение целостной государственно-общественной системы управления развитием образования области разработка и утверждение нормативно- правовой базы, регламентирующей участие общественности в управлении образованием на региональном, муниципальном, школьном уровнях; создание управляющих советов во всех учреждениях общего образования;
Построение целостной государственно-общественной системы управления развитием образования области отработка организационно-технологической схемы общественно-государственного управления образованием на региональном, муниципальном, школьном уровнях; обеспечение согласования компетенций субъектов управления в условиях развития – общественно- государственных форм управления; создание системы подготовки общественных управляющих по актуальным вопросам содержания, финансово-экономической деятельности, управлению образованием.
Мероприятия по реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» освещение и обсуждение в средствах массовой информации нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность управляющих советов; Приведение в соответствие Уставов общеобразовательных учреждений, принятие новых локальных актов; создание областного, муниципального общественных советов по образованию;
Мероприятия по реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» создание школьных сайтов во всех образовательных учреждениях области; создание независимой системы оценки качества образования; обеспечение публичной отчетности образовательных учреждений об образовательной и финансово- хозяйственной деятельности в СМИ, на школьных сайтах, отдельным изданием; проведение обучающих семинаров для различных категорий участников общественно-государственного управления;
Показатели реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» Наименование показателя ФактОбязательства Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно- общественный характер управления образовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ, в % - 62%88%100 %
Показатели реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» Наименование показателя ФактОбязательства Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно- общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей ОУ, в % 20%75%100%
Показатели реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» Наименование показателя ФактОбязательства Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, в % 20%74%74%100%
Показатели реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» Наименование показателя ФактОбязательства Доля общеобразовательны х учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, в % 10%50%70%100%
Показатели реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» Наименование показателя ФактОбязательства Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ, в % 22%100%
Показатели реализации направления «Расширение общественного участия в управлении образованием» Наименование показателя ФактОбязательства Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием, в % 11%30%50%100%
Перспективы создания школьных управляющих советов в Белгородской области
Создание и развитие сети школьных сайтов
Перспективы создания межмуниципальных общественных советов