«Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства» Соловьева Л.Н., начальник отдела развития общего образования управления образования и науки Белгородской области
Причины, по которым необходимо изменение сети по которым необходимо изменение сети : Изменение требований к качеству общего образования; Ориентация на индивидуализацию образования, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; Дефицит учащихся школьного возраста и перспективы высвобождения площадей образовательных учреждений; Необходимость расширения социальных контактов сельских школьников;
Причины, по которым необходимо изменение сети по которым необходимо изменение сети : Удорожание содержания одного обучающегося, особенно в сельской местности; Дефицит современных образовательных ресурсов; Концентрация и эффективное использование ресурсов
Пути внесения изменений в структуру сети : Реорганизация и ликвидация существующих ОУ; Изменение организационно-правового статуса ОУ; Наделение новыми функциями отдельных ОУ без изменения их организационно-правового статуса; Комбинирование ОУ (опорная школа с филиалами, школа-ДОУ, школа с группами предшкольного образования, школа-учреждение дополнительного образования и т.д.);
Что анализировать? 1.Направления образовательной политики регионального и муниципального уровней 2.Состояние экономики образования 3.Географическое расположение ОУ 4.Демографическую ситуацию в районе и конкретных поселениях
Что анализировать? 5.Контингент конкретных школ (настоящий, перспектива на 5 лет) 6.Образовательные ресурсы 7.Образовательные потребности населения 8.Уровень профессионализма кадров, занятых в образовании
Каковы стратегии развития сети ОУ? 1.Реактивные стратегии 2.Стратегия создания школ разных ступеней 3.Проактивные стратегии
Прогноз численности контингента обучающихся 1-11 классов
Перспектива развития сети ОУ Белгородской области Прогноз развития сети городских ОУ ( гг.)
Перспектива развития сети ОУ Белгородской области Прогноз развития сети сельских ОУ ( гг.)
Индикаторы реализации проекта довести наполняемость классов до 24,5 в городской местности и 14,5 человек – в сельской; увеличить количество обучающихся на 1 учителя с 10,9 до 12 человек; создать условия обучения детей разных ступеней в отдельных образовательных учреждениях или в изолированных зданиях или блоках одного учреждения до 35% городских общеобразовательных учреждений и 29,6% сельских;
Индикаторы реализации проекта сконцентрировать ресурсы (человеческие, информационные, материальные, финансовые) в 117 (17,4%) базовых (опорных) школах из 672 школ; довести нагрузку на 1ПК современной модификации до 10 человек; обеспечить транспортную доступность (максимальное время в пути, с учетом возраста учащихся – 30 мин., максимальное расстояние – 20 км); обеспечить обучающимся свободу выбора учреждения в сети независимо от принадлежности школы к определенному муниципалитету;
Индикаторы реализации проекта обеспечить профилизацию старшей ступени в базовых (опорных) школах через реализацию индивидуальных учебных планов; использовать ресурсы сети учреждений дополнительного и профессионального образования, культуры; увеличить удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, охваченных предшкольным образованием до 90% от общей численности детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое состояние сети ОУ Сеть сельских ОУ Количество сельских школ 2006г.2009г.% от общего кол-ва сельских ОУ в 2009г. Всего ОУ, из них: Ассоциация ОУ 10,2 Ресурсный центр 440,4 Базовая (опорная) школа с сетью филиалов ,3 Количество сельских школ 2006г.2009г.% от общего кол-ва сельских ОУ в 2009г. Всего ОУ, из них: Ассоциация ОУ 10,2 Ресурсный центр 440,4 Базовая (опорная) школа с сетью филиалов ,3
Итоговое состояние сети ОУ Сеть городских ОУ Количество городских школ 2006г.2009г. % от общего кол-ва городских ОУ в 2009г. Всего ОУ, из них: 182 Базовая (опорная) школа 9189,9 Ассоциация ОУ 273,8 Ресурсный центр 152,7 Старшая школа (III ступени) 73,8 В том числе: Государственное ОУ старшей ступени 221,1 Негосударственное ОУ старшей ступени 11
Показатели реализации программы развития сети Наименование показателя ФактОбязательства 2006г.2007г.2008г.2009г Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, в % 39,649,66070
Показатели реализации программы развития сети Наименование показателя ФактОбязательства 2006г.2007г.2008г.2009г Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в пределах норм, установленных Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами 21, ,5
Показатели реализации программы развития сети Наименование показателя ФактОбязательства 2006г.2007г.2008г.2009г Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в пределах норм, установленных Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами 10,31213,514,5
Показатели реализации программы развития сети Наименование показателя ФактОбязательства 2006г.2007г.2008г.2009г Создание для учащихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации соответствующих образовательных программ по каждому предмету и эффективного с точки зрения использования образовательных ресурсов 51,652,558,865,8
Перечень муниципальных нормативных правовых актов Постановление главы местного самоуправления муниципальных образований о программе «Развитие сети общеобразовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства» (100% муниципальных образований, в которых будут приняты постановления) Постановление главы местного самоуправления муниципальных образований о целевой программе «Развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений муниципального образования на период гг.» Постановление главы местного самоуправления муниципальных образований о целевой программе «Информатизация муниципальной системы образования на период гг.» Постановление главы местного самоуправления муниципальных образований об утверждении целевой программы «Школьный автобус»