Разработка паспортов компетенций для бакалавриата направления «культурология»: критические замечания и технологии написания И.И. Лисович г. Казань
Компетенции являются мобильными маркерами качества образования, ориентированными на быстроизменяющиеся условия рынка производства и сферы услуг в постиндустриальном и информационном обществе
Кто должен разрабатывать компетенции, которые регулируют общеобразовательные компетенции, касающиеся таких областей как информатика, естествознание, менеджемент и т.п.?
Проблемы применения некоторых компетенций к направлению «культурология». Некорректная формулировка Слишком узкая или широкая профилизация Обилие компетенций, которые напрямую не соотносятся с базовыми учебными программами
Структура компетенции 1) составляющие (по определению, принятому в ФГОС ВПО): знать, уметь, владеть 2) составляющие (с учетом проекта «TUNING»): знаниевая, деятельностная, ценностная 3) составляющие результата образования (по таксономии Б. Блума): когнитивная (познавательная), психомоторная, аффективная (ценностно-эмоциональная)
(ОК-1) «владение теоретическими основами и методами культурологии … знать теоретические основы и методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик; знаниевая, включает в себя знание следующих областей культурологии: теории и методологии культуры, истории культуры, современных социокультурных практик и прикладной культурологии.
Планируемые уровни сформированности компетенции когнитивные компетенции являются базовыми (пороговыми), деятельностные компетенции являются продвинутыми.
Базовый уровень Содержательное описание уровня Иметь представление об: культурно- антропологических, социально-психологических основах межкультурных коммуникациях; о моделях, функциях, видах и элементах коммуникации; о специфике национального менталитета, профессиональных практиках коммуникации и этикете; о способах выстраивания успешной коммуникации в процессе аккультурации; о стратегиях преодоления культурного шока, стереотипов и предрассудков. Основные признаки уровня Способность дать определение термину Охарактеризовать и распознать тот или иной элемент коммуникации. способность сопоставлять те или иные теоретические концепты коммуникации. Понимать исторические корни современных коммуникативных проблем.
Продвинутый уровень Содержательное описание уровня Адекватно интерпретировать, анализировать и оценить коммуникативную ситуацию. Выстраивать и организовать стратегии успешной коммуникации. Преодолеть деструктивные последствия культурного шока, социокультурных стереотипов и предрассудков. Основные признаки уровня Умение использовать теоретические и практические знания для успешной и эффективной коммуникации. Умение создавать различные типы текстов, приемлемые для определенной социокультурной и профессиональной среды. Умениеи преодолевать энтропийные факторы в процессе коммуникации. Участие в работе семинаров, научных конференций, научно- исследовательских проектах, культурных и академических обменах. Репрезентация проводимых исследований и разрабатываемых проектов. Успешная аккультурация в иной социокультурной и профессиональной среде.
Спасибо за внимание !