Системно- деятельностный подход на уроках
1.Реализация системно - деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. /Глумова Н.А./ 2.Коммуникативный системно – деятельностный подход на уроках иностранного языка. /Черток Е.В./ 3.Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. /Ульянов О.Н./ 4.Проблемное обучение как эффективное средство системно-деятельностного подхода на уроках русского языка. /Сафронова О.Н./ 5.Планирование работы с одарёнными и мотивированными детьми. Системно-деятельностный подход
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость. Системно-деятельностный подход
« В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятель- ностный (компетентностный) подход, который предполагает: формирование и развитие в ходе образова- тельного процесса качеств личности, отвечаю- щих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества; Из проекта стандарта общего образования
Системно-деятельностный подход обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания; действия самоконтроля и самооценки - в ходе выпол- нения самостоятельной работы, которую дети прове- ряют здесь же в классе. создает благоприятные условия для разноуровне- вого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход Всякий раз, составляя проект очередного занятия, наверное, каждый учитель задает себе одни и те же вопросы: как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подверг- нуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Системно-деятельностный подход Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель- ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осущест- влении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Системно-деятельностный подход Обоснование методики Доподлинно известно, что еще советские методисты (в частности В.М. Брадис, В.В. Репьев) утверждали, что хорошее усвоение материала обеспечивается не многократным повторением и заучиванием, а активной работой над изучаемым материалом. На протяжении урока учащиеся успевают выслушать объяснение учителя по предлагаемой теме, посмотреть, как озвученный материал реализуется в конкретной изучаемой программе, попробовать самостоятельно поработать в программе над изучаемой темой. Такие примы ведут к лучшему усвоению нового материала, поскольку каждый учащийся вовлечн в работу.
Системно-деятельностный подход Система дидактических принципов. Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Системно-деятельностный подход Этапы построения урока при системно-деятельностном подходе 1. Мотивация к учебной деятельности; 2. Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией; 3. Выявление места и причины затруднения; 4. Построение проекта выхода из затруднения; 5. Реализация построенного проекта; 6. Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия; 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8. Включение в систему знаний и повторение; 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Системно-деятельностный подход Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода 1.уроки «открытия» нового знания; 2.уроки рефлексии; 3.уроки общеметодологической направленности; 4.уроки развивающего контроля.
Системно-деятельностный подход. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Системно-деятельностный подход Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Системно-деятельностный подход Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Системно-деятельностный подход Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Системно-деятельностный подход Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода : Мотивирование к учебной деятельности; Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Выявления места и причины затруднения; Построение проекта выхода из затруднения
Системно-деятельностный подход Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода : Реализация построенного проекта Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности на уроке
БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Системно-деятельностный подход ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Системно-деятельностный подход Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования Об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых, возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.