Экспериментальная работа в школе Экспериментальная работа в школе Пепелышевская ООШ Рассохина Ю.В – 2009 учебный г. К методическому совещанию 1
Эксперимент в педагогике Эксперимент – научно поставленный опыт. От лат. Experimentum (проба, опыт) Эксперимент в педагогике – это организованная проверка метода или приема работы для выявления его эффективности
Постановка проблемы На основе педагогического анализа выявляются проблемы, которые хотелось бы решить в данной школе с помощью каких-то организованных действий, методов, технологий и т.п. Сбор статистических данных, подтверждающих проблемы, желательно представить в динамике, используя графики, диаграммы.
Исследовательская деятельность в рамках эксперимента предполагает: Моделирование педагогического явления и условий его протекания Измерение результатов педагогического воздействия Неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Виды эксперимента по конечным целям Эксперимент констатирующийпреобразующий
Тезаурус Словарь понятий, которые будут использоваться в эксперименте. Желательно опираться на одну научную школу, указать теоретиков педагогики, которые дают то или иное определение
Объект эксперимента Перечисляется и описывается группа, над которой проводится эксперимент( желательно иметь контрольную группу) Перечисляется и описывается группа, над которой проводится эксперимент( желательно иметь контрольную группу) Над каким процессом будет проводиться эксперимент. Над каким процессом будет проводиться эксперимент. Например: валеологизация образовательного процесса в малокомплектной школе II ступени Например: валеологизация образовательного процесса в малокомплектной школе II ступени.
Предмет эксперимента Пути и способы решения проблем, для решения которых проводится эксперимент. Для преобразуещего эксперимента обязательно создается контрольная группа Пути и способы решения проблем, для решения которых проводится эксперимент. Для преобразуещего эксперимента обязательно создается контрольная группа Например: пути и способы сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе валеологизации образовательного процесса. Например: пути и способы сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе валеологизации образовательного процесса.
Цель и задачи эксперимента Цель отражает желаемый результат (Цель одна) Задачи – пути достижения цели (задач несколько)
Пример постановки цели и задач эксперимента Цель – создание модели образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности, способной осознано беречь здоровье. Задачи : 1. Создание системы мотивации педколлектива на сохранение и укрепление здоровья 2. Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования. 3. Совершенствование системы профилактической деятельности по улучшению здоровья детей
Гипотеза Научное предположение. Формулируется гипотеза по модели: Если………,то………………. Например: Если образовательный процесс в школе организован с учетом психофизиологических особенностей учащихся, то будет сохранено их здоровье, сформировано позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты Позитивные изменения, которые появятся при удачном результате эксперимента. М. б. прирост качества, улучшение показателей по здоровью, уменьшение кол-ва поставленных на учет в ПДН, результативность участия в олимпиадах и др.
Критерии оценки Как узнать, что эксперимент проходит удачно или наоборот? Нужно разработать критерии, по которым будет оцениваться успешность эксперимента.(показатели здоровья, успеваемости и др.)
Диагностический инструментарий При проведении педагогического эксперимента приветствуются различные виды диагностики: Анкетирование, наблюдение, диагностические карты – приветствуется использование методик известных в педагогике авторов.
Этапы эксперимента 1. Теоретический или подготовительный – определение цели, объекта, гипотезы 2. Методический 2. Методический – разработка методики исследования и его плана, методов 3. Практический – собственно эксперимент 4. Аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация данных
Необходимо определить: Сроки эксперимента Состав участников эксперимента Условия проведения эксперимента Научно-методическое обеспечение
Использованная литература С.А. Смирнова «Педагогика» Педагогические теории, системы, технологии. М:, ACADEMIA 2000 Экспериментальная и инновационная деятельность // Завуч г.