Интерактивные формы работы в курсе «Основы мировых религиозных культур»
«Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля. Хорошо, когда в споре между разными цивилизациями рождается нечто новое, более совершенное, но чудовищно, когда они пожирают друг друга». А. Сент-Экзюпери «Планета людей»
Игра (в образовании) один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь - Академия форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры Словарь практического психолога. Сост. Головин С.Ю. Харвест - Минск соревнование или состязание между участниками (детьми или взрослыми) по заранее согласованным, строго определенным правилам (условиям), направленным на достижение определенных общепринятых целей Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике – М.: Высшая школа, 2004
Потенциал игровых подходов в преподавании возможность проявить свой артистизм и творчество; проба сил и способностей в условиях конкуренции; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; возможность действовать, не боясь ошибок; повышение мотивации к учению; Сплочение коллектива и воспитание уважения друг к другу.
Задачи учебных игр - Учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи; - игра дает возможность для получения дополнительных знаний, выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; - развиваются творческие способности при решении определенных проблем; - учащиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли; - игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; - формируется толерантное отношение к другим мнениям.
Опасности и трудности -превращение игры в соревнование; -межличностные и межгрупповые конфликты (агрессивность); -доминирование (попытка навязывания взглядов); -излишняя эмоциональность; -формализм и имитация творчества; -большие временные затраты; -нарушение участниками установленных правил
Элементы и характеристики игры 1. Ситуация (тема, проблема) 2. Ожидаемые результаты (целеполагание) 3. Интерес (мотивация к участию) 4. Роли и их распределение 5. Взаимодействие при выполнении роли 6. Импровизация и творчество 7. Результат (итог) 8. Рефлексия.
Классификация игр По источнику создаваемого мира: Литературные, исторические, реальные или фантастические. По степени творчества: Сценарные и свободные. По месту проведения: Настольные, кабинетные, полигонные. По учебным задачам: Моделирование, симулирование, разминка, моральная дилемма. По отношению к роли: Деловые и ролевые.
Сокровища культуры человечества (ЗАДАНИЕ ГРУППАМ) Ваша группа представляет одну из культурных традиций человечества. В течение 10 минут обсудите, что из культурной традиции вы могли бы предложить для Сокровищницы культуры человечества. Это должны быть: 2-3 символа, 2 важные идеи, 3 понятия, 2 имени. Вам надо будет пояснить, почему именно это внесено в общую сокровищницу.