Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов. Ведущей причиной является резидуально - органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития ( гипоксия, травма, инфекция ).
Дислалия – нарушение звукопроизношения. Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи. Ринолалия – нарушение звукопроизношения при наличии дефекта строения артикуляционного аппарата. Моторная алалия - если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых. Сенсорная алалия - ребенок не может понимать обращенную к нему речь.
Афазия – полная или частичная утрата речи. Реактивный мутизм - это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания. Заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Необходимо помнить, что речь формируется как подражание услышанному.
Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма. Правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.
Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники ? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми ? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения ( аутизм ) или отклонения в психическом развитии. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь ? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами ? ( подробней в тексте ). Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога ( логоневролога ), психолога и логопеда.
Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет. При необходимости начать лечение и логопедические занятия. Занятия с логопедом, а порой и с логопедом - дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.
Используются различные ноотропные препараты. Они положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Транскраниальная микрополяризация. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память.