L/O/G/O Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010
Фонетико – фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.
СОСТОЯНИЯ ФФНР недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это легкая степень ФФНР; недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо; при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ: замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф; наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; нестабильное использование звуков в различных формах речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем: нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т.п.); неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднение при анализе звукового состава речи.
ПРОЯВЛЕНИЯ ФФНР Чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие Наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
При анализе результатов обследования фонематического восприятия обращаем внимание на : 1.Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции? 2.Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых? 3.В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие? На материале речевых высказываний проводится оценка сформированности звуко – слоговой структуры речи и лексико – грамматического развития детей.
Логопедическая работа по дифференциации фонем 1 этап – узнавание не речевых звуков; 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании слов и фраз; 3 этап – различение слов, близких по звуковому составу; 4 этап – дифференциация слогов; 5 этап – дифференциация фонем; 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Формирование ощущений различного положения губ. Сначала на гласных звуках с помощью зеркала и символов артикуляции. Отработка умения кинестетически различать: положение кончика языка. Различие в способе образования звука ( смычка, щель). Различать узкий и широкий кончик языка. Ощущать различие в работе голосовых складок на звонких и глухих согласных, сначала не смешиваемых в произношении (используем тактильные ощущения).
Уточнение артикуляции с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (положение губ, кончика языка, воздушная струя, голосовые складки, ассоциация с неречевыми звуками); Выделение звука на фоне слога; Определить наличие звука в слове. Выбрать и назвать картинки с данным звуком. Придумать слова со звуком, соответствующим показанной букве. Определить место звука в слове. Выделить слова с данным звуком из предложения.
Дифференциация изолированного смешиваемого звука: губы, кончик языка, рукой ощутить направление воздушной струи, рукой ощущаем вибрацию гортани при произнесении звонких звуков, сравнение звука с неречевым звучанием; Дифференциация звуков в слогах – повторение слогов в начале с одинаковой гласной. Чтение слогов. Поднять соответствующую согласную букву после произнесения слога. Преобразовать слоги: заменяя одни слоги другими. Написание слоговых диктантов.
Дифференциация звуков в словах (на фоне уточнения звуковой структуры слов). Определить наличие звука в слове. Определить место звука в слове. Определить количество звуков в слове. Определить последовательность звуков в слове. Определить какой из двух звуков в словах. Подобрать слова с определенным звуком в начале и в середине слова. Разложить картинки под буквами, соответствующими определенному звуку. Определить значение слов, сравнить их звучание (козы – кожи). Вставить пропущенную в слове букву. Дифференциация звуков в предложении. Придумать предложение, в котором есть слова с данным звуком. Назвать слова на определенный звук из услышанного предложения. Дифференциация звуков в связной речи. Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов с нужным звуком. Пересказать текст, выделить из текста слова с нужным звуком.
Дифференциация твердых и мягких согласных в словах. Сравнение слов по значению и звучанию. Сравнение изолированно произнесенных звуков. Поднять зеленый или синий квадратик, когда услышишь звук в начале или в конце слова. Подобрать слова на твердый, на мягкий звук. Вставить пропущенный слог. Слуховые диктанты. Придумать предложение. Назвать слова с твердым или мягким звуками. Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов с мягкими и твердыми согласными.
Уточнение двузначности звучания согласных. Зависимость звучания от последующего гласного. Усвоение мягкости согласных перед Е, Е, Ю, Я, И. Обозначение мягкости согласных на письме. Чтение слогов первого и второго ряда, разбор и анализ. Назовите гласную, которая слышится после твердого согласного, назовите гласную, которая слышится после мягкого согласного. Чтобы правильно прочитать согласную (твердо или мягко), надо сначала посмотреть какая за ней следует гласная.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Развитие функций фонематического анализа и синтеза проводится по следующему плану: Развитие слогового анализа и синтеза. Фонематический анализ слов. Работа над предложением.
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Работа по развитию дифференциации гласного и согласного звуков: по способу артикуляции; по характеру звучания; пароли в образовании слога (гласный образует слог); Упражнения по выделению гласного звука из слога: назвать гласные звуки в слоге; поднять букву, соответствующую гласному слога; записать только гласные звуки слогов; придумать слог с определенным гласным; определить место гласного в слоге.
Упражнения на выделение гласного из слова: место гласного в односложном слове; сосчитать гласные в слове; записать только гласные слова; разложить гласные буквы под картинками с односложным названием; вставить пропущенные гласные буквы. Развитие навыка слогового анализа и синтеза, конструирование: повторение слов по слогам; определить количество слогов в названиях картинок; вставить пропущенный в слове слог;
придумать слово по первому или последнему слогу; составить предложение их первых слогов слова; решить слоговой кроссворд с опорой на картинки; составить слово из слогов, данных в беспорядке; придумать слово с заданным количеством слогов; придумать слова с определенным слогом в начале, середине, конце слова; трансформация слов.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА Фонематический анализ ряда гласных. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов типа ах – ха, ус – су. Фонематический анализ слова. Выделение звука на фоне слова: поднять руку, услышав слово с определенным звуком; отобрать картинку с определенным звуком в названии; подобрать слово со звуком в начале, середине, конце; добавить к слову слог с заданным звуком.
Выделение первого ударного гласного из слова: определить первый звук в слове; подобрать слово с ударной гласной. Узнавание гласного на слух: В ряду гласных. В начале слова. В ударной позиции. В безударной позиции. В середине слова.
Вычленение гласного звука на слух. Из ряда гласных. Из серии слогов с повторяющимися гласными: Из слова ( в начальной позиции, под ударением). Из слова ( гласный в середине слова, под ударением).
Дифференциация гласных Ы – И. Прочитать слоговую таблицу. При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную Ы или И. Прослушать стихотворение. Как измениться смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный «И» заменить гласным «Ы».
Изменение имен существительных в ед. и мн. числе, ребенок выделяет последний гласный звук в слове «Ы» или «И». Разложить картинки, изображающие множество предметов, в две группы по наличию в окончании гласного «Ы» или «И». Изменить слова, данные в скобках, используя окончания «Ы», «И».
Вычленение первого согласного звука из слова. Узнавание согласного звука на слух. Узнавание начального звука в слове: поднять карточку, если есть звук в слове. Узнавание последнего согласного в слове. Узнавание согласного в середине слова. Отобрать картинки, в названии которых содержится определенный звук: в начале слова, в любой позиции. Устный диктант слов.
Вычленение согласного на слух. Из сери слогов. Из слова в начальной позиции. Придумать слова на заданный звук. Ответить на вопросы. Придумать предложение, все слова в котором начинаются на один звук.
Вычленение последнего согласного в слове. Добавить недостающую букву (одну из данных). С каждым полученным словом составить предложение. Досказать последний звук. Придумать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего. Определение последнего согласного звука в слове ( сначала слова типа УС, УХ). Отобрать картинки с заданными звуками в конце названия. Выделение ударного гласного из середины слова (сначала ДОМ, СЫР, затем более сложные).
Определение количества, последовательности, места звука в слове. односложные слова; двусложные слова из открытых слогов; двусложные слова из открытых и закрытых слогов; двусложные слова со стечением; односложные слова со стечением в начале слова; односложные слова со стечением в конце; двусложные слова со стечением в начале; двусложные слова со стечением в начале и середине; трехсложные слова из открытых слогов; трехсложные слова со стечением.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Придумать предложение из двух – трех слов с опорой на картинку. Придумать предложение из двух – трех слов по заданной схеме с опорой на картинку. Придумать предложение из двух – трех слов без опоры на картинку по заданной схеме. Составить графическую схему предложения. Определить сколько слов в прослушанном предложении. Придумать предложение с определенным количеством слов. определить место слова в предложении. Распространить предложение, увеличив количество слов. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Вставить пропущенные буквы в слова. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать. Подобрать слово с определенным количеством звуков. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово. Подобрать слова на каждый звук. Преобразовать слова, добавляя звук. Преобразовать слова, изменяя один звук слова.
Преобразовать слова, переставляя звуки. Составить слова из букв одного слова. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Составить графическую схему предложения. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Вписать буквы в кружки. Отгадать ребус.
Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. Какой звук убежал. Найти общий звук в словах. Раскладывание картинок по графическим схемам. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
В процессе коррекционных занятий надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активность и заинтересованность в преодолении имеющихся дефектов. Учить контролировать свою речь, умение видеть ошибки у других детей. Лишь на этой основе можно научить дошкольников грамотно писать и правильно читать.
Изложенные принципы работы содействуют развитию аналитико – синтетической деятельности детей в отношении звукового состава слова, помогают выработать или уточнить дифференциацию звуков, сходных по звучанию и артикуляции, и создают прочные, стойкие, а главное - правильные связи между звуком и буквой, что является залогом успешного обучения детей грамотному письму и правильному чтению.