Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 26 «ХРУСТАЛИК» ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л» Морма Марина Витальевна учитель – логопед 2011 г.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЕМЕХАНИЧЕСКИЕ
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАМЕНЫСМЕШЕНИЯИСКАЖЕНИЯ
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Подготовительный Формирования первичных произносительных умений и навыков Формирование коммуникативных умений и навыков
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ «Л» И «ЛЬ» ИСКАЖЕНИЯ - ЛАМБДАЦИЗМ ЗАМЕНЫ - ПАРАЛАМБДАЦИЗМ ПРОПУСКИ
УКЛАД ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между резцами – 2 – 4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена. Корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад. Боковые края языка опущены. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос.
АРТИКУЛЯЦИЯ МЯГКОГО «ЛЬ» Губы несколько оттягиваются в стороны. Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед. Задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.
НАРУШЕНИЯ ЗВУКА «Л» Искажение звука – произносится двугубный сонорный звук наподобие краткого у. Параламбдацизм – замены кратким гласным ы, фрикативным г, мягким и полумягким л, j, изредка встречается замена звуком р и некоторыми другими. Мягкий «ЛЬ» – полумягкое произношение или замена звуком j.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ «Л», «ЛЬ» «Наказать непослушный язычок». «Лопаточка». «Вкусное варенье». «Пощелкать кончиком языка». «Индюк». «Горка». « Катушка». «Пароход».
ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА 1 - й способ. Расслабленным языком делаются быстрые лакательные движения с голосом бл – бл - бл. 2 - й способ. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот, и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед.
3-й способ. При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук Л лучше всего ставить следующим образом: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный ААААА, попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верхними зубами. В результате будут получаться слоги ЛА-ЛА-ЛА
4-й способ. Попросите ребенка произнести звук [л] или гласный, которым заменяет. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно усиливая ротовой выдох. Во время длительного произнесения этого гласного звука, ребенок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук.
Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким образом он будет прижимать к зубам язык. а) Язык оттягивается вглубь рта, слышится звук близкий к «Ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами. б) Отсутствие плотной смычки. Ребенку предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы. в) Неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Зафиксировать внимание на положении губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо только на этапе постановки звука. В дальнейшем при нормальной артикуляции звука «Л» губы нейтральны и принимают положение следующего гласного.
5 способ. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь проговорить это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла.
6 способ. Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий л, попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд Т так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз вправо или влево и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого л.
ТРУДНОСТИ ПОСТАНОВКИ Основная трудность в постановке звука л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.