Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Морма Марина Витальевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины речевых нарушений. Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: органические приводят к повреждению центрального.
Advertisements

«Б ЕЗ ЯЗЫКА И КОЛОКОЛ НЕМ » П РИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Учитель – логопед МБОУ «Верховажская средняя школа имени Я.Я. Кремлёва » Пищагина.
Тема: Причины речевых нарушений и этапы коррекционной работы.
Э т и о л о г и я р е ч е в ы х н а р у ш е н и й.
Подготовила: Учитель-логопед МОУ средняя общеобразовательная школа 4 с углубленным изучением отдельных предметов Евсеева Ирина Александровна.
Семинар – практикум « Речевое развитие детей с 1 года до 3 лет »
Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010 Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной.
Влияние никотина, Влияние никотина, алкоголя и алкоголя инаркотических веществ на развитие зародыша человека. зародыша человека.
Дефектология Лекция 8.. Дефектология – это … Педагогическая наука о психофизических особенностях детей с недостатками физического и психического развития.
Влияние никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Выполнил: студент группы 1 БНГ-2 Кашапов Рауль.
Выполнила: Попкова Екатерина Александровна, ученица 11А класса МБОУ СОШ 56. Руководитель: Григорян Елена Михайловна.
Комплексный подход к обучению детей со сложной структурой дефекта Подготовлена зам. директора по УВР Пузаткиной Н.В.
ВНУТРИУТРОБНАЯ ГИПОКСИЯ ПЛОДА И АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО.
Влияние патогенных факторов на психическое развитие ребёнка.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Работу выполнила ученица 9-го класса Аникеева Марина Руководитель Попова Елена Валентиновна.
Организм как единое целое. Выпишите что развивается из каждого зародышевого листка. 1.Эктодерма 2. Мезодерма 3.Знтодерма. 1.Зачатки центральной нервной.
Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша?
Савельева Я. И., Сергель Т. Н. – учителя-логопеды высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вила 2»
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010

ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи); функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы). Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи. Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). У будущих мам, выкуривающих более 20 сигарет в день, рождаются гиперактивные малыши, таким детям зачастую труднее дается учеба.

Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие. Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.

Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода. Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты. Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан) быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы.

Антидепрессивные препараты (имизин, ами-триптилин) и транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода. Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода. Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода. Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга. Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например, искусственная вентиляция легких, более 5 дней. Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

Внутричерепная киста у детей. Гидроцефалия. Гипорефлексия. Внутриутробная гипотрофия новорожденных. Желтухи новорожденных. Минимальные мозговые дисфункции. Перинатальная энцефалопатия. Родовые травмы. Синдром задержки развития плода.

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ ВПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха. Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить. Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно, произносить звуки и слова. Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха. Малышу, который растет в неблагоприятных социально- бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой, чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы. Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников. Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков (например, Р и Л), темп его речи ускоряется. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители. Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или так называемого "срыва" речи (заикание). Однако необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Если родителям, специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказать малышу квалифицированную помощь, ее можно значительно уменьшить и даже устранить.

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание! Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов" а в 3 года не говорит фразы - это серьезный повод для беспокойства. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания: Посади куклу на стул (под стул, рядом со стулом). Спрячь куклу за стулом. Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол. Принеси маме папину рубашку. Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.

Однако многим детям нужен "пусковой толчок", чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда. Не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше проконсультируйтесь со специалистами: они дадут вам полезные рекомендации, как преодолеть задержку развития речи ребенка.