Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Морма Марина Витальевна учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Advertisements

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Что такое ОНР?. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Учебная рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи(3 уровня) у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Проявления ОНР Проявления ОНР позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам речь аграмматична и недостаточно фонетически.
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Дитятко, что тесто – как замесил, так и выросло.
Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Учителя-логопеда Гордейчук С.В. МБДОУ «Детский сад.
фонетико - фонематический лексико - грамматический связная речь.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
МОУ средняя школа 9 г. Долгопрудный Научно-практический семинар «Роль речи в учебном процессе» 2010 год.
1 Обследование детей 2 Речевые заключения Медицинский аспектПедагогический аспект Алалия Дизартрия ОНР ФФН речи 3.
Особенности коррекционной работы.. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

ОНР наблюдается при: алалии афазии ринолалии дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико – фонематическом развитии.

СИМПТОМАТИКА более позднее начало речи речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена недостаточная речевая активность дети достаточно критичны к своему дефекту недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания

забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий относительно сохранна смысловая и логическая память ограниченная возможность развития познавательной деятельности дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением

имеется отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части

отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики обнаруживается замедленность, застревание на одной позе в обычные сроки развивается понимание обиходно – разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоциональное отношение к окружающему миру более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОНР инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах) заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.

может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения может быть связано с психической депривацией является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОНР первый уровень речевого развития второй уровень речевого развития третий уровень речевого развития четвертый уровень речевого развития

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика.

Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонаций и жестами обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Характерна многозначность употребляемых слов.

Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления. В речи детей преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного. Ограниченность импрессивной стороны речи. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова.

При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГОРАЗВИТИЯ Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребляемых слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Возможно пользование местоимениями, иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях.

Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 –х слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков.

Не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Понимание обращенной речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.

Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей. Фонетическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих.

Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Затруднено усвоение звуко-слоговой структуры: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов. Многосложные слова редуцируются. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по – разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Сокращение слогов в речи. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нарушены функции словообразования и словоизменения. Нередко дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок при употреблении простых и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико – грамматических структур, выражающих причинно – следственные, временные и пространственные отношения. Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Незначительные изменения всех компонентов языка. Имеется лишь недостатки дифференциации звуков. Характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, вследствие чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:

персеверации (упорное повторение какого-либо слога) перестановки звуков и слогов элизии (сокращение гласных при стечении) парафазии (замены слогов) в редких случаях опускание слогов добавление звуков и слогов. Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте.

Четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости. Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА распознавание ранних признаков ОНР и его влияние на общее психическое развитие; своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности; учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;

учет закономерностей развития детской речи в норме; взаимосвязанное формирование фонетико – фонематических и лексико – грамматических компонентов языка; дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения; единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности; одновременное коррекционно – воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и аффективно – волевую сферу.

Обучение детей первого уровня речевого развития развитие понимания речи развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований

Обучение детей второго уровня Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленную на различение форм слова; развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий; овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико – слоговой структурой слова.

Обучение детей третьего уровня речевого развития практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты; дальнейшее развитие связной речи.

Обучение детей четвертого уровня речевого развития Проводится работа по развитию понимания речи. Уточняется значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Дети учатся воспринимать глагольные приставки, выполнять действия с предметами на основе понимания их направления и местонахождения, выражаемого предлогами и окончаниями.

Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возвратные глаголы, существительные в косвенных падежах, притяжательные прилагательные. На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная практика, в которой последовательно закрепляют лексические и грамматические знания.