Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории Исполнители: Семененко В. В. Баталов С. М.
Совокупный спрос и совокупное предложение 1.Совокупный спрос и его характеристика. 2.Совокупное предложение: вид кривой. 3.Общее равновесие на национальном рынке. Эффект «храповика».
Совокупный спрос характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определенный набор товаров и услуг при сложившемся уровне цен. Совокупный спрос складывается из четырех основных компонентов: AD = C + i + G + X n, где С – потребительский спрос домохозяйств на товары и услуги, i – инвестиционный спрос фирм, G – государственные закупки, X n – чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом
На кривой совокупного спроса AD расположены все возможные изменения совокупного спроса в зависимости от изменения уровня цен Уровень цен Реальный объем производства (ВВП) AD
На величину совокупного спроса влияют следующие ценовые факторы: 1.Эффект процентной ставки. 2.Эффект богатства. 3.Эффект импортных закупок. Изменение величины спроса представлено переходом от одной точки к другой на постоянной кривой AD в связи с изменением уровня цен.
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) проявляется в том, что рост процентной ставки вызывает удорожание кредита, что уменьшает инвестиционный и потребительский спрос. Кроме того, рост процента по вкладам стимулирует население к тому, чтобы сокращать расходы на покупки, а освободившиеся деньги переводить во вклады под высокий процент.
Эффект богатства проявляется в снижении реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов населения (акций, облигаций, срочных счетов), что отражается на уменьшении совокупного спроса. Эффект импортных закупок состоит в переключении спроса покупателей на более дешевые импортные товары в силу чего объем совокупного спроса на отечественные товары уменьшается.
Изменение совокупного спроса вызвано действием неценовых факторов и проявляется в сдвиге кривой AD вправо или влево от базовой кривой при сохранении неизменного уровня цен. Q Q1Q1 QQ2Q2 AD P AD 2 AD 1 P0P0 Модель изменения совокупного спроса
Неценовые факторы 1.Изменение в потребительских расходах: а) благосостояние потребителя; б) ожидания потребителя; в) задолженность потребителя; г) налоги с потребителя.
2.Изменения в инвестиционных расходах: а) процентные ставки; б) ожидаемые прибыли от инвестиций; в) налоги с предприятий; г) технология производства; д) избыточные мощности. 3.Изменения в государственных расходах. 4.Изменение в расходах на чистый объем экспорта: а) национальный доход в зарубежных странах; б) валютные курсы.
Совокупное предложение – это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен. На кривой совокупного предложения (AS) содержатся все возможные сочетания реального объема национального производства при каждом уровне цен.
Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: 1.горизонтальный, или кейнсианский; 2.восходящий, или промежуточный; 3.вертикальный, или классический. P Q AS Кривая совокупного предложения
Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок характеризует экономику, которая находится в состоянии кризиса. Все факторы производства используются не полностью, имеет место неполная занятость. Уровень цен на всем протяжении отрезка не меняется. Восходящий, или промежуточный, отрезок характеризует состояние экономики с момента выхода из кризиса и до момента полного исчерпания возможности для дальнейшего роста. Вертикальный, или классический, отрезок характеризует состояние экономики, которая работает на полную мощность при полной занятости. Производство достигло максимума и дальнейшее его увеличение невозможно.
а) рост совокупного спроса на кейнсианском отрезке (с AD 1 до AD 2 ) приводит к повышению реального объема национального производства и занятости, не затрагивая уровня цен; б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке (с AD 3 до AD 4 ) сопровождается ростом как объема национального производства, так и уровня цен; в) рост совокупного спроса (с AD 5 до AD 6 ) на классическом отрезке приводит к повышению уровня цен, но без изменения реального объема национального производства. P Q AS AD 1 P0P0 Q1Q1 Q2Q2 P Q AS AD 3 AD 4 P3P3 P4P4 Q3Q3 Q4Q4 P Q AS AD 5 AD 6 P5P5 P6P6 Q Последствия увеличения совокупного спроса
На величину совокупного предложения на промежуточном отрезке оказывает влияние изменения в уровне цен (это переход от одной точки к другой на кривой AS на промежуточном отрезке). Изменения совокупного предложения вызвано действием неценовых факторов, которые приводят к смещению кривой AS вправо при увеличении объема производства либо влево при его уменьшении. P P0P0 AS 2 AS 1 AS Q Q2Q2 QQ1Q1 Неценовые факторы сдвига кривой AS
Неценовые факторы совокупного предложения: 1.Изменение цен на экономические ресурсы необходимые для выпуска продукции при сохранении неизменными цен на готовую продукцию. 2.Изменение в производительности труда. 3.Изменения правовых норм: а) налоги с предприятий и субсидии; б) государственное регулирование.
Восстановление равновесного объема производства на промежуточном отрезке кривой AS. AD P Q AS QQ1Q1 Q2Q2 P0P0 P1P1
Восстановление равновесного объема производства на горизонтальном отрезке кривой AS. P Q AS QQ1Q1 Q2Q2 P0P0 AD
Эффект храповика P Q AS Q1Q1 QzQz Q2Q2 P0P0 AD PZPZ EZEZZ AD 1