ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Advertisements

Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Глава 5. Основы теории потребительского поведения.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Транксрипт:

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум потребителя 4.Реакция потребителя на изменение цен и доходов

Кардиналистическая теория поведения потребителей – исходит из допущения, что можно точно и однозначно оценить полезность, как отдельной единицы блага, так и полезность всего блага или набора благ (в ютилах). Ординалистическая теория поведения потребителей – исходит из допущения, что полезность количественно измерить нельзя, а можно только наблюдать отношения предпочтения

Полезность - абстрактная категория, используется в экономической теории для определения удовольствия или пользы, которую получают люди от потребления благ. Функция полезности формально выглядит так: TU = F(Q A, Q B,...,Q Z ), где TU - общая полезность данного товарного набора; Q A...Q Z -объемы потребления товаров A...Z в единицу времени.

Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. Функция предельной полезности в общем виде выглядит так:

Функции общей и предельной полезности

Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-либо одного блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все медленнее.

Первый закон Госсена (или принцип убывающей предельной полезности) состоит из двух положений: – первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. – второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Потребитель достигает максимума удовлетворения, если он распределит свои деньги (доход) на покупку различных товаров таким образом, что 1.для всех реально покупаемых им товаров А, В, С... имеет место: 2. для всех не покупаемых им товаров Y, Z... имеет место:

Второй закон Госсена: Полезность извлекаемая из последней денежной единицы потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована.

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах: Аксиома полной упорядоченност и: Потребитель способен упорядочить все возможные наборы с помощью отношений предпочтения ( ) и безразличия (~), т.е. он способен их ранжировать. Аксиома транзитивности : е сли А > В > С или А ~ В > С или А > В ~ С, то А > С.

Аксиома ненасыщения : е сли набор А содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор В, а одного из них больше, то А > В, т.е. большое количество товара в наборе А предпочитается меньшему количеству товара в наборе В. Аксиома независимости потребителя : Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими

Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбирать. Карта кривых безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя.

Карта кривых безразличия

Свойства кривых безразличия: 1) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров; 2) кривые безразличия имеют отрицательный наклон; 3) кривые безразличия никогда не пересекаются; 4) кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров; 5) кривые безразличия выпуклы к началу координат

Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS xy ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался прежним.

Виды кривых безразличия

Бюджетная линия - это графическое изображение множества доступных потребителю товарных наборов. Бюджетное ограничение потребителя: I = Р х X + P Y Y Уравнение бюджетной линии:

Бюджетная линия

Оптимум потребителя Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, но который он может приобрести, исходя из своего бюджета и цен на товары. Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения.

Графическое решение задачи потребителя

Условие равновесия может быть записано как: - (P X /P Y ) = -MRS XY, ИЛИ MU X /P X = MU Y /P Y Задача на нахождение оптимума потребителя в общем случае сводится к решению системы уравнений:

Реакция потребителя на изменение цен и доходов Кривая «доход-потребление» связывает все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода. К ривая показывает как потребительский набор изменяется в зависимости от доходов.

Qx Кривая «доход – потребление» R I4I3I2I1I4I3I2I1 Qx 1 Qx 2 Qx 3 Qx 4

Кривая Энгеля показывает соотношение между денежным доходом покупателя и количеством приобретенного товара X. Кривая «цена-потребление» – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменениях в ценах.

Эффект замещения – это изменение в потреблении товара только в результате изменения его цены по отношению к ценам всех других благ; то есть изменение в объёме покупок товара (за период времени), которое наблюдалось бы, если бы реальный доход потребителя был откорректирован так, чтобы от изменения цены его благосостояние и не ухудшилось бы и не улучшилось бы Эффект дохода – изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя (его способности приобретать больше или меньше данного товара)