из опыта работы педагога-психолога МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области» Подифоровой О. В.
Педагогический мониторинг это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем.
Определением уровня педагогической компетентности учителей нашей школы педагог-психолог занимается с 1999 года. С этой целью был использован ряд диагностик: « Изучение отношения учителя к недисциплинированности учащихся» « Изучение мотивации одобрения» «Умеем ли мы правильно слушать» «Освоение развивающего стиля руководства учебной группой как успешность педагогического труда» - Н. Ю. Скороходова, Завуч// 7, 2004г «Эмоциональные стили руководства учебной группой» « Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей» - О. М. Чоросова, Р. Е. Герасимова : «Практика административной работы в школе» г. « Эмоциональное сгорание учителя» - К. Маслач, С. Джексон.
Первая проблема, которую следовало решить, учитывая средний возраст педагогического коллектива нашей школы- выяснить насколько проявляется деперсонализация и редукция профессиональных обязанностей у учителей (по методике К. Маслача) Было выявлено, что синдром эмоционального сгорания не выражен по причине того, что 75% учителей овладели развивающим стилем руководства, а синдром эмоционального сгорания ярко проявляется у учителей отстраненного, опекунского и приспосабливающегося стилей, которые полностью отсутствуют у наших учителей.
« Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей» Кризисогенные факторыФакторы преодоления кризисов ФакторпроявлениеФакторпроявление -отсутствие перспективы -негативное влияние внешних обстоятельст -потеря смысла жизни -отчуждение ориентация на новое -обретение самоконтроля -обретение целей -открытость миру
В свою очередь, уровень развития вышеперечисленных факторов находятся в прямой зависимости от личных параметров учителя: - возраста; -педагогического стажа; -категории учителя. В связи с этим была проведена исследовательская работа «Успешность педагогического труда», в результате которой был найден ответ на следующие вопросы: – Каким образом в целом сочетаются диагностируемые факторы в педагогической деятельности учителя. – В какой зависимости находятся диагностируемые факторы от личных параметров учителя. – Какой личный параметр учителя является ведущим в реализации высокого уровня развития успешности педагогического труда.
Сводная таблица результатов диагностики «Мотивация одобрения» Уровень развития возрастпед. стаж Квалификационная категория До 43После 43До 25После 25 втораяперваявысшая низкий4-50%1-7,14%5-35,7%2-25%1-10%2-50% средний высокий1-12,5%2-14,2% 1-12,5%111
Уровень развития Возрастпед. стаж Квалификационная категория до 43после 43до 25после 25втораяпервая высшая низкий356-42,8%2-25% 5-50%1 средний375-35,7%5-62,5%433 высокий2-25%3-14,2%3-21,4%1-12,5%2-25%
Сравнительная диаграмма уровней потенциала развития учителей по используемым методикам, относительно квалификационной категории.
В уч. году наша школа начала работу по программе « Одаренные дети».
Однако, стоит отметить, что наряду с анкетированием и диагностированием в педагогической психологии наблюдение является наиболее распространенным и достоверным эмпирическим методом. С 2009 года планируется изучение педагогических компетентностей по МОРУ.