Профилактика насилия и жестокого обращения в семье
По данным официальной статистики около 2 млн. детей ежегодно подвергаются жестокому обращению.
Ежегодно в стране умирают от побоев до 200 тысяч подростков.
Шведский центр суицидальных исследований опубликовал доклад, в котором сообщается, что по абсолютному количеству самоубийств среди детей в возрасте от 14 до 18 лет Россия, увы, вырвалась на первое место. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год. Второе место у США 1800 детей- самоубийц в год. Так что у нас еще и «отрыв» от второго места приличный, правда, гордости это как-то не добавляет, скорее наоборот ошеломляет и ужасает. И само собой на ум приходит вопрос ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С НАШИМИ ДЕТЬМИ?
Определение насилия Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как «Преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или сообщества, результатом которого являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб»
Физическое насилие Нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.
Сексуальное насилие или совращение Использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Психическое (эмоциональное ) насилие Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
Комплексное насилие Сочетает в себе различные виды насилия: психологическое (эмоциональное), физическое, сексуальное, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психологического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию
Взаимосвязь между возрастом и показателями последствий насилия Дошкольники – поведенческие нарушения Младшие школьники – когнитивные нарушения Подростки – личностные нарушения
Взаимосвязь между полом ребенка и последствиями насилия Мальчики- затрагивается эмоциональная сфера, возникает депрессия Девочки - затрагиваются личностные особенности, проявляется агрессивность
Психические особенности детей, пострадавших от насилия Дети испытывают гнев, без видимой причины. Некоторые чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Нарушается контакт, общение со сверстниками. Появляется стремление любым путём привлечь к себе внимание (иногда в виде вызывающего, эксцентричного поведения).
Психические особенности детей, пострадавших от насилия Низкая самооценка, Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий: приступы беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. У подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства
Социальные последствия жестокого обращения с детьми Трудности социализации: нарушены связи с взрослыми. Нет соответствующих навыков общения со сверстниками. Решение своих проблем дети часто находят в криминальной, асоциальной среде. Девочки начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. Трудности при создании собственной семьи.
Как уберечь детей от агрессии взрослых? Возможно ли остановить жестокость в семье и как это сделать? Где находится грань между воспитанием и насилием?
Результаты анкетирования учащихся
Наказывают ли вас родители?
Какие виды наказаний родители применяют к вам? Лишение компьютера – 45% Лишение телевизора – 18% Крики, ругань -13% Лишение прогулок – 9% Лишение телефона – 6% Серьёзная беседа – 4% Ремень - 4% Игнорирование – 2%
Виды наказаний, получившие наименьшее количество выборов. Уборка комнаты, Запрет на общение с друзьями, Домашний арест, Отмена развлечений, Лишение карманных денег, Рано укладывают спать, Родители сильно расстраиваются.
За какие проступки вас наказывают родители чаще всего? Плохие оценки – 40% Плохое поведение -7% Ошибки в работе – 6% Хамство-5,5% Ложь-3,5% Не выполнение заданий по дому – 3% Не выполнение Д/з – 2,5% Неповиновение – 2%
Проступки, получившие наименьшее количество выборов, для наказаний За долгую прогулку, Много времени провожу за компьютером, «4» в четверти, За не помытую посуду, За поздний приход домой, За невнимание в школе, За испорченную вещь, За забывчивость, За крики на учителя, За долгое выполнение Д/з или его не выполнение.
«Преступление « и наказание: границы дозволенного
«Он никого не слушает!» Она всё время огрызается!» «Сколько не ругай, он всё равно продолжает безобразничать!»
«Желание выйти за установленные границы заложено в природе ребёнка» Доводя взрослых до предела, он словно проверяет нашу силу: ведь если родители не умеют постоять за себя, то ребёнок не может быть уверен, что они защитят его в случае опасности!
Основные принципы наказаний Ни в каких случаях не следует прибегать к шлепкам, подзатыльникам и другим телесным наказаниям!
Основные принципы наказаний Заранее предупреждайте ребёнка, в каких случаях будет применено наказание
Основные принципы наказаний Наказание должно быть адекватно проступку ребёнка!
Основные принципы наказаний Наказание должно соответствовать уровню развития ребёнка!
Основные принципы наказаний Применяйте наказание в оговоренных случаях решительно и уверенно!
Основные принципы наказаний Наказание не должно откладываться!
Основные принципы наказаний Оберегайте достоинства ребёнка!
Формы наказаний Извинение Выговор Доплнительные обязанности
Формы наказаний Лишение привилегий Запрещение выходить из дома Временная изоляция
Главный метод воспитания – это метод УБЕЖДЕНИЯ Говорите со своим ребёнком! Общайтесь с ним! Ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей! Будьте тактичны!
Результаты анкетирования учащихся
За какие проступки по вашему мнению наказывать нельзя? Плохие оценки – 39% Ошибки – 8% Не знаю – 8% Поведение -3% За учёбу – 2% Ложь во благо – 2% Что-то не сделал – 2%
За какие проступки по вашему мнению наказывать нельзя? Неудачи, Опоздания, Не сделал уроки, Потеря вещи, Много играю в компьютер, За безделие, Самовольное отлучение из дома, За невыполнение поручений по дому, За высказывание своего мнения, За не сделанное Д/з
Какие виды наказаний вы считаете правильными и эффективными? Беседа, серьёзный разговор – 24% Лишение компьютера – 13% Меня ничем не пробьёшь!– 10,5% Ремень – 7,5% Лишение общения с друзьями -3% Не знаю - 2,5% Лишение телефона – 2,5% Угрозы-2% Крики, ругань – 2% Уборка комнаты-2%
Какие виды наказаний вы считаете правильными и эффективными ? Запрет на выгул собаки, Заставить работать, Выговор, Игнор, Взять за ухо, Почитать нотации, Сделать Д/з на 100%
Считаете ли вы, что родители вас несправедливо наказывают?
Д Е Т И
ВЗРОСЛЫЕ
Уважаемы родители, а не пора ли нам задуматься? Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка, Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, привыкает кривить душой.
Уважаемы родители, а не пора ли нам задуматься? Это приводит к тому, что он перестаёт быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что- нибудь не так.
Уважаемые родители! Помните!!! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь
А много ли прав у детей? Я наверно оставлю вопрос без ответа. Подарите ребенку спокойную жизнь, И он будет Вам благодарен за это!
Спасибо за внимание
Презентация к круглому столу по теме: «Профилактика насилия и жестокого обращения в семье» подготовлена педагогом -психологом ГОУ СОШ 1242 Кавериной С.А