Организация современного урока на основе принципов валеологизации
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно- воспитательного процесса, позволяющая достичь положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще, но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.
Общая схема психологических, санитарно-гигиенических правил и норм для обеспечения наибольшей эффективности усвоения учебного материала па уроке в процессе его проведения Создание благоприятного климата на уроке Выполнение правил и норм к освещению класса, расстановке мебели, посадке учащихся, сменности занятий Проветривание помещений накануне урока, в ходе его, соответствующая температура Контроль за правильной посадкой Профилактика миопии Усиление двигательной активности, физкультминутки
Особенности организации проведения и результатов уроков, построенных на принципах валеологизации УВП в отличии от традиционного
Основные параметры урока Характеристика урока инновационного плана Характеристика традиционного урока Цели урока 1.Образовательные 2.Развивающие 3.Воспитательные 4.Здоровьесберегающ ие (валеологические ) 1.Образовательные 2.Развивающие 3.Воспитательные
Основные параметры урока Характеристика урока инновационного плана Характеристика традиционного урока Стиль ведения урока 1. Основан на формировании, поддержке в течение урока здорового микроклимата во взаимоотношениях «Учитель –ученик» 2.Уважение личности ребенка 3. Тесное взаимодействие с детьми в работе над материалами урока 1.Основан на взаимодействии педагога с детьми любыми методами обучения и воспитания 2. Часто они носят авторитарный характер по отношению к детям с отклонениями в здоровье
Основные параметры урока Характеристика урока инновационного плана Характеристика традиционного урока Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил на уроке 1. Профилактика основных детских заболеваний через подбор мебели, спецупражнения, физкультминутки и физкультпаузы, чистоту воздушной среды, чистоту классной комнаты и мебели, температуру, уровень освещения 1. Соблюдение многих из них считается необязательным со стороны педагогов и администрации школы. 2. Исключение – размещение детей за партами с учетом состояния здоровья
Основные параметры урока Характеристика урока инновационного плана Характеристика традиционного урока Особеннос ти построени я учебного процесса 1. Межпредметные связи с валеологизацией 2. Выбор новых технологий обучения с учетом их влияния не только на развитие, но и на здоровье 3. Осуществление дифференцированног о подхода у к учащимся, особенно к детям больным и «группе риска» 1. Уделяется внимание здоровью детей только на уроках физической культуры. 2. Использование технологий развивающего обучения, без учета здоровья и возможностей 3. Дается одинаковая нагрузка на каждого учащегося без учета его здоровья
Основные параметры урока Характеристика урока инновационного плана Характеристика традиционного урока Особенности построения учебного процесса 4. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся особенности группы риска 5. Смена видов деятельности 6. Пропаганда здорового образа жизни 4.Работа на уроке с детьми наиболее активными. 5. Отсутствие смены видов деятельности(одноо бразная работа на уроке) 6. Пропаганда здорового образа жизни не на всех предметах.
Основные параметры урока Характеристика урока инновационного плана Характеристика традиционного урока Особенности построения учебного процесса 7. Оптимальный расчет времени на уроке, окончание урока со звонком. 8. Личностный подход к оценке знаний учащихся 9. Инструктаж домашнего задания и его посильность 7. Зачастую урок заканчивается после звонка 8. Учащиеся оцениваются без учета состояния здоровья. 9. В большей степени отсутствии инструктажа домашнего задания и его перегрузка.