ЧТО ТАКОЕ НАУКА ? НАУКА Система знаний Система организаций и учреждений Система научных учреждений Проникновение в суть явлений Теоретическое обоснование Установление закономерностей
Античный период Средние века Наука формируется как самостоятельный вид деятельности, превращается в « ядро » новоевропейской культуры Новое время Современность Преднаука : отсутствие системно организованной науки, превращение философии в « служанку » религии Преднаука : знания о мире основываются на мифологической и философской картинах мира Возрождение многообразных связей между наукой и другими сторонами культуры
Рациональные знания - разнообразные формы знаково - символического мысленного воспроизведения действительности, служащие человеку для его духовно - практической ориентации в мире Эмпирический уровень - сбор научных фактов Теоретический уровень - обобщение фактов, логические выводы о том, что собой представляет явление Практический уровень - инструментальные знания, Как нечто можно сделать …
описание Наблюдение - целенаправленное и планомерное восприятие изучаемого явления Эксперимент - специально подготовленный опыт, в ходе которого изучаемый объект ставится в точно учитываемые искусственные условия Общелогические методы Анализ ; Синтез Индукция ; Дедукция
Общелогические методы Мыслительные операции : Понятие ; Суждение ; Умозаключение ; Теоретический уровень направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда Методы чувственного познания Ощущение ; Восприятие ; Представление ! Сравнение ; Уподобление абстраги рование отождеств ление Теория - Объясняет известные факты и прогнозирует новые моделиро вание
Причинность. «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Демокрит. Критерий истины. Естественнонаучная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т.п.) всегда относительно и ограниченно.
объективность устанавливаемых знаний, соотнесение понятий с опытом ; воспроизводимость полученного результата в аналогичных условиях ; систематичность выдвигаемых положений, их логическая выводимость ; доказательность, открытость рациональной критике любой теории и идеи ; использование специальных способов и методов познания, особого языка, чётко определяющего значение понятий ; научное познание ориентировано на открытие неизвестных законов и явлений.
фундаментальные прикладные Открывают новые явления и закономерности ( внутренние интересы и потребности науки ) Решение определённой технической проблемы в непосредственной связи с материальными интересами общества ( связь с иными видами деятельности )
Познавательная Культурно - мировоззренческая Практико - производственная прогностическая
o Углубление знаний о человеке, природе, обществе ; o Создание передовых технологий и новой конкурентоспособной продукции ; o Приоритетное введение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве наукоёмких технологий ; o Разработка адаптивных ресурсоэнергосберегающих, эологически безопасных технологий, способов переработки и хранения сельскохозяйственной продукции ; o Создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности ; защита перспективных научно - технических разработок с целью недопущения их утечки за рубеж ; o Развитие Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого будет разработка новых и высоких технологий ; o Усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны проблем ;