г. Вена, 10 декабря 2010 Последние изменения в российском антимонопольном законодательстве и правоприменительной практике И.Ю. Артемьев, руководитель ФАС России ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
2 Направления деятельности ФАС России Контроль соблюдения антимонопольного законодательства: Пресечение злоупотребления доминирующим положением; Борьба с картелями; Контроль слияний и поглощений. Пресечение антиконкурентных действий органов власти (включая государственные преференции); Обеспечение соблюдения норм антимонопольного законодательства, содержащихся в отраслевом законодательстве
3 Контроль деятельности субъектов естественных монополий – -антимонопольное регулирование субъектов естественных монополий; -обеспечение проконкурентного характера реформирования естественномонопольных секторов. Недопущение недобросовестной конкуренции; Контроль законодательства в сфере рекламы. Направления деятельности ФАС России
4 Контроль осуществления иностранных инвестиций стратегические сектора экономики; Контроль соблюдения законодательства о государственных закупках; Обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
5 Совершенствование конкурентного законодательства. Концентрация на делах, оказывающих существенное влияние на конкуренцию. Совершенствование регулирования естественных монополий (правила недискриминационного доступа в ряде секторов российской экономики). Включение норм антимонопольного регулирования в Закон о торговле. Внедрение системы электронных аукционов при размещении государственного заказа. Основные достижения ФАС России в 2010 году 5
6 «Третий антимонопольный пакет» Направлен на либерализацию антимонопольного законодательства Сокращение перечня запрещенных per se соглашений; Исключение уголовной ответственности за согласованные действия; Совершенствование системы санкций; Отмена уведомительного контроля сделок по экономической концентрации.
7 4 крупнейших российских компаний (Лукойл, ТНК-BP, Роснефть, Газпромнефть) Коллективное доминирование на оптовом рынке нефтепродуктов 2 серии дел по нарушениям в 2008 и 2009 гг. Общий штраф составил 600 млн евро Дело в отношении нефтяных компаний 7
8 Дело в отношении нефтяных компаний (2) Прецедентное решение Высшего арбитражного суда в отношении ТНК-BP Мировое соглашение нефтяных компаний с ФАС России
9 ФАС России и Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции провели совместное расследование в отношении крупнейших операторов мобильной связи на рынке услуг международного роуминга. В результате, мобильные операторы снизили тарифы: голосовые услуги - в 2 раза; смс-сообщения - в 3 раза; мобильный интернет - в 3 раза. Дело в отношении «Большой тройки» 9
10 Доля отмененных судом решений о нарушении антимонопольного законодательства 1 полугодие 2008 г.1 полугодие 2009 г.1 полугодие 2010 г. Решений о наличии нарушения Обжаловано решений Отменено
11 Закон о торговле от ФЗ содержит нормы антимонопольного регулирования: -- правило 25%; -- запрет на навязывание дискриминационных условий; -- запрет на использование договора комиссии.
Электронные аукционы как перспективная форма осуществления государственного заказа 5 электронных площадок; Равенство всех кандидатов; Значительная экономия временных и кадровых ресурсов для заказчика; Снижение затрат поставщиков на подготовку заявки за счет электронного документооборота; Возможность принимать участие в аукционах, не выходя из офиса; Существенное снижение цен закупаемой продукции. Контроль размещения государственного заказа 12
13 Запуск общероссийского сайта TORGI.GOV.RU Сайт предназначен для размещения информации о торгах на право пользования/владения федеральным имуществом. Начало функционирования федерального сайта – февраль- март 2010 года, общероссийского сайта – январь 2011 г. Следующий стратегический шаг - перевод торгов в электронную форму.
Прозрачность и открытость деятельности; Общественное обсуждение законодательных инициатив; Подготовка заключений на соответствие конкурентному законодательству проектов федеральных законов и постановлений Правительства; Разработка и реализация Программы развития конкуренции; Общественно-консультативные и отраслевые экспертные советы; Регулярная работа с судьями по разъяснению конкурентного законодательства; Сотрудничество с Некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции». Адвокатирование конкуренции 14
Активное участие в деятельности международных организаций по различным актуальным вопросам конкурентной политики и правоприменения (ОЭСР, МКС, ЮНКТАД, АТЭС); Реализация международных соглашений; Обмен информацией при рассмотрении дел и контроле слияний; Совместные расследования в рамках СНГ Международное сотрудничество 15
16 Рейтинг эффективности конкурентных ведомств Всемирного обзора по конкуренции Отобраны 38 ведущих мировых конкурентных ведомств из более 100 существующих в настоящее время Рейтинг ФАС России место ( «хорошо» ) наряду с конкурентными ведомствами таких стран, как Австрия, Бразилия, Норвегия, Швейцария и др.
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!