Контексты формирования предпринимателей будущего: результаты Форсайта Образование 2030 Савчук Илья МЕТАВЕР
«Точка бога»: оцифровка всего, что поддается оцифровке Рост цифровой вселенной в 44 раза ZB = зеттабайт = 2 40 гигабайт
Психоразрыв: распространение когнитивных технологий
«Новые Старые»: рост числа активного населения старшего возраста + демографическая «елка» мужжен % населения
Смена технологического уклада
Азиатская урбанизация: +1 миллиард Африка АзияЕвропаЛат. Америка Сев. Америка Океания Городское население, млрд. человек
Виртуальный Халифат
«Точка бога»: оцифровка всего, что поддается оцифровке РОСТ ОБЪЕМА ЖЕСТКИХ ДИСКОВ: с 10 Мб до 80 Тб
глобализация гиперконкуренция технологические изменения социальные трансформации Контексты обучения предпринимательству на горизонте лет ?
ИКТ «Все в сети» «Точка бога» «Шестое чувство» Умная Среда Когнитивные и биотех «Психоразрыв» HTTP-2 Новые материалы 3D производство (DIY) Графеновая революция Киберизация Технологии: Карта 2я психоделическая революция
«Мегаавария» Новая индустриализация «Местечковость» (DIY) Пересмотр обществ. договора «Викификация» Лидерство Азии «Азиатчина» «Новые старые» политика экономика культура и наука демография Мегатренды: Карта* «Виртуальный Халифат» *Расширенный список мегатрендов, влияющих на образование см. Приложение 1
Пост-ВУЗовское образование: Карта Корпоративизация проф. образования КУ как игроки рынка образования ИТ-компании как лидеры рынка образования Сращение консалтинга и б-школ Спрос на аутентичность Взрывное развитие форм личного образования Обучение предпри- нимательству Смена потреб. модели: самоценность образования Рост образования для стариков, для женщин и др. Конвергенция бизнес- и личного образования Образование как способ реинтеграции семьи Образование для решения личностных кризисов
Глобальная конкуренция за студентов ВУЗ: Карта Стабильная деградация Цифровой разрыв Поддержка образовательных инноваций Мобильные технологии, индивидуальные треки Прозрачность обучения и оценки Давление работодателей «Приватизация» Междисциплинарные специалисты Развитие форм оценки для эфф.отбора сотрудников Давление государства Инноватика Толерантность Смена парадигмы: приход Цифрового поколения 1й эшелон
Карта форматов: Корпоративное пост-ВУЗовское образование бизнес-школы: сращение с технологическими ВУЗами обучение (внутрикор- поративному) предприни- мательству конвергенция бизнес- образования и личностного пост-ВУЗовского образования корпоративные университеты как игроки рынка образовательных услуг бизнес-школы как «агенты развития» общества слияние бизнес- школ, консалтинга и тренинговых компаний осн. решения для рынка корп. образования от ИКТ-компаний
Карта форматов: Личностное пост-ВУЗовское образование «взрослый сад»: детскость и творчество у взрослых баркемпы и TED-форматы в образовании обучение (соц) предприни- мательству форматы семейного (межпоколен- ческого) образования «родитель-ское портфолио», «успешный родитель» и другие программы поддержки рождаемости множество форм образования для «новых старых» «основание» (передача историй жизни стариков для будущих членов семьи) образование для преодоления экзистенциальных кризисов
Общие форматы для разных уровней образовательной системы навигационные системы по образованию и развитию Франшизы на схемы образовательных услуг учебные системы на основе «дополненной реальности» интеграция «игровых вселенных» и образования игра как доминирующая форма обучения обучение психотипам (через игры / симуляторы) обучение в группах, связанных нейросетью
Карта форматов: ВУЗ развитие форматов технопарков интеграция мобильных и онлайн технологий в образование средне- специальное образование в бакалавриатах активное присутствие регионов и бизнесов как заказчиков новые образцы: университет Сколково, Олимпийский университет смешанные специальности индивидуальные траектории и «электронный тьютор» онлайн-трансляция защит «авторские мастерские» образование с фокусом на «форматы мышления» преподаватели как наставники практико- ориентированное обучение (создание бизнесов или карьера) переход на компетентностную оценку новые университеты как «холдинги» студентов (с фокусом на формирование команд)
Протестировано в МИФИ и МГИМО профилей. Около 300 карт. 4 конференции формата BarCamp. Посмотреть онлайн: metaver.ru
ВУЗ: Смена дискурса Студенты учатся Профессора учат ВУЗ как структура, независимая от студентов «Студенты» используют пространство ВУЗа как ресурс саморазвития в проф. и бизнес- деятельности Профи подбирают под себя команды ВУЗ как «холдинг» студентов
Пост-ВУЗовское образование: Смена дискурса Прагматичное образование Образование как обучение С возрастом: снижение спроса на образование Образование вне семьи Образование как способ жизни Нахождение аутентичности С возрастом: увеличение спроса на образование Семья собирается через образование