Работу выполнила Мокрецова Н.Н., заместитель директора по учебной работе Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа 1 г. Петровска Саратовской области
Тема эксперимента: «Формирование успешности как одного из основных социальных параметров личности и индикатора социального статуса человека» «Мы никого и ничему не можем обучить – мы только можем помочь познать себя» Галилео Галилей
Этапы опытно-экспериментальной работы в школе 1 этап уч. год – диагностико-прогностический; 2 этап уч. год - деятельностный; 3 этап уч. год – констатирующий.
Задачи на учебный год - Экспертиза положительного опыта работы учителей по проблеме (программ, методических инноваций, используемых учителями). Анализ результатов экспериментальной деятельности. - Обобщение и распространение положительного опыта работы. - Составление методических рекомендаций по организации психолого – педагогического сопровождения работы с одаренными детьми, формированию образовательно – воспитательной среды для использования в практике работы, системы коррекции и прогноза дальнейшего развития.
Соответствие исследования приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования - основной критерий соответствия заявки образовательного учреждения статусу инновационной площадки Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» «…Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации…» Одним из ключевых направлений развития общего образования должно стать развитие системы поддержки талантливых детей. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать системы олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений при приеме в ВУЗЫ…» Президент РФ Д.А Медведев
Научно - педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения, а педагогическая поддержка – основополагающим процессом личностно-ориеннотированного образования, обеспечивающим условия для саморазвития и самореализации личности ребёнка.
Цели и задачи работы педагогического коллектива на втором (деятельностном) этапе эксперимента: 1.Обеспечение перехода работы с одаренными детьми в качественно новое состояние 2. Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей. Обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. 3. Формирование у детей творческих способностей, развитие их интеллекта. 4. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Гипотеза экспериментальной деятельности Процесс работы по созданию развивающего образовательно- воспитательного пространства для одаренных детей, условий для развития талантливых и высокомотивированных обучающихся будет эффективным, если: - выстраивание работы с одаренными детьми будет проводиться с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для каждого ребенка индивидуальной траектории обучения; - общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества («Мы две – личности, два неповторимых человека на Земле вместе открываем этот мир»); - будут разрабатываться и внедряться в практику работы современные технологии и методики личностно-ориентированного обучения
Участники эксперимента Учителя школы Обучающиеся Во 2 этапе эксперимента приняли участие 30 учителей, из них 8 чел. – начальная школа, 22 чел. – основная и средняя школа, 28 женщин и двое мужчин. Возраст учителей 16 чел. (53,3%) старше 30 лет, 8 человек старше 40 лет (26,7%) и ещё 6 человек старше 50 лет (20%). Высшее педагогическое образование имеют 28 учителей, двое - среднее специальное. Стаж работы от 10 до 20 лет имеют 53,3 % учителей, от 20 до 35 лет – 46,7% Анализ полученных данных показывает, что в эксперименте участвуют опытные учителя, из них имеют высшую кв. категорию 9 чел. (30 %); первую – 20 чел. (67 % ); вторую – 1 чел. (3 %). Характеристика учителей, участвующих в эксперименте
Полученные результаты 1.Успешное выступление обучающихся школы на районных предметных олимпиадах в уч. году:
2. Результаты интеллектуально-творческих мероприятий и конкурсов муниципального, регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней -Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» при Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»; - Всероссийские молодежные чемпионаты - «Старт», «Молодежный исторический чемпионат»; - «Всероссийский заочно открытый конкурс «Интеллект – экспресс» при Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»
3.Раскрытие индивидуальных, музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных, спортивных, прикладных способностей обущающихся через организацию внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.
Итак, участниками международных игровых конкурсов стали 86% обучающихся, всероссийских интеллектуальных конкурсов и молодежных предметных чемпионатов 39% обучающихся, из них стали лауреатами - 37 чел, дипломантами – 51 чел., отмечены грамотами и сертификатами – 66 чел.
Уровень успешности обучающихся школы вырос в сравнении с прошлым учебным годом. Так, в уч. году уровень успешности составлял 38,9%, в уч. году он составляет по итогам 1 четверти - 40%, 2 четверти – 42,1%, 3 четверти – 43,5%, 4 четверти – 44,1% уч.г.
Результативность проекта: 1.Разработаны модели образовательного процесса в рамках личностно – ориентированной парадигмы. 2.В школе созданы необходимые условия для реализации личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию обучающихся. 3.Определена готовность учителей к продолжению инновационной деятельности. 4.Значительно повысилась мотивация педагогов на повышение профессионального мастерства и собственного научно – методического уровня. 4.В повседневной работе учителей стали использоваться современные методы педагогической поддержки развития способностей обучающихся: методы поддержки развития аналитико – рефлексивных способностей; методы поддержки развития интеллектуальных способностей; методы поддержки организаторских способностей, методы поддержки коммуникативных способностей; технологии развивающей модели обучения.
Эффективность опытно-экспериментальной деятельности Критерии: информационное сопровождение ( наличие публикаций по теме эксперимента в СМИ) Газета Журнал Сборник
Отражение результатов экспериментальной деятельности на сайте образовательного учреждения Родители Педагоги
Критерий: Социальная значимость опытно- экспериментальной работы Показатели: Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством организации и реализации экспериментальной деятельности.
Листы наблюдений интервью тесты Анкеты
Отношение педагогов, родителей и обучающихся к реализации экспериментальной деятельности