При организации и поддержке детской (молодежной) общественной организации и органов ученического самоуправления. Материал для классных руководителей и зсм. дир. по ВР
Основная задача управления школой состоит в том, чтобы ребенок перестал быть пассивным исполнителем воли взрослых и стал инициатором школьных дел.
II. "Принципиаль ные организационные ошибки" III. "Частные методические ошибки"
Рекомендации: - Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации "Об общественных объединениях", которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации "Об образовании", где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников. - Сохраняйте автономность этих двух организационных форм детской активности, четко разведя их задачи и функции, обозначив компетентность и ответственность каждого из них. - Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации. - Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.
Рекомендации: - Спокойно и методично добивайтесь постоянного взаимодействия всех ветвей самоуправления. - Сформируйте объединенные органы самоуправления, где должны быть представлены и ученики, и учителя, и родители. - Чаще проводите совместные мероприятия, в планировании и подготовке которых могут принимать участие все три субъекта самоуправления. - Активнее привлекайте на свою сторону родителей. Через них вы сможете косвенно повлиять на школьных активистов.
Рекомендации: - Не ограничивайтесь только этой акцией моделирования ученического самоуправления (хотя мы прекрасно осознаем, что в тысячах школ России даже это модель сегодня может показаться "слишком революционной"). - Используйте "День дублера" как отбор и учебу будущих активистов, работающих на "постоянной основе"; - Пытайтесь привлечь родителей к подготовке и проведению "Дня дублера".
Рекомендации: - Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации "Об образовании", содержание Типового положения об общеобразовательном учреждении и т.д. Эти документы нужно именно изучить, потому что при решении любых проблем, связанных с организацией самоуправления вам придется ссылаться на их содержание. - Перечитайте Устав своего общеобразовательного учреждения, постарайтесь найти в нем положения о системе школьного самоуправления, в том числе и ученического самоуправления. Если в Уставе этого нет - добейтесь принятия соответствующих положений. Иначе ваша система ученического самоуправления будет "вне закона". - Поработайте над принятием дополнительных локальных актов, которые могут регулировать различные стороны школьного, в том числе и ученического самоуправления. Как минимум, в вашей школе должно появиться специальное Положение об ученическом самоуправлении (разумеется, если его нет до сих пор), а также перспективный (стратегический) и годовой (тактический) планы действий по развитию ученического самоуправления.
Рекомендации: - Преобразуйте "закрытый" характер ученического самоуправления, сделайте его прозрачным и открытым для всех учеников школы независимо от оценок в журнале и членства в детской общественной организации. - Более широко используйте принцип "периодической отчетности" выборных органов перед школьниками. - Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, школьные СМИ о деятельности органов ученического самоуправления.
Рекомендации: - Разработайте систему преемственности "поколений активистов", чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая поддержать традиции ученического самоуправления. - Постоянно обновляйте программы и методы подготовки школьного ученического актива. - Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать школьный актив.
Рекомендации: - Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению. - Проводить систематическую учебу классных руководителей, педагогов-организаторов, старших вожатых по вопросам ученического самоуправления; - Обучайте педагогов на курсах повышения квалификации по данной тематике.
Рекомендации: - Педагог, работающий с органами ученического самоуправления, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться. - Вам необходимо иметь выдержку и быть готовым поддерживать идеи ребят, их инициативы, опираться на них. - Вам нужно избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными. - Вам следует больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.
Рекомендации: - Не следует воспринимать родительскую общественность только как основной источник внебюджетных средств. - Находите формы привлечения, исходя из интересов самих родителей.
Рекомендации: - Не уступать давлению сверху, если коллектив ни психологически, ни организационно не готов к введению той или иной модели самоуправления. - Вместе с тем, не оставаться в стороне от этой педагогической деятельности, искать свои варианты моделей, изучать опыт других школ, повышать квалификацию и т.д.
Рекомендации: - В нормативный локальный акт, регулирующий деятельность ученического самоуправления в вашей школе, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству школы и т.д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности. - Нужна систематическая разъяснительная работа со всеми категориями учащихся (да и педагогов тоже) по объяснению единства прав и обязанностей.
Рекомендации: - Использовать такие сложные и масштабные модели только в исключительных случаях: а) если ваша школа очень большая с числом учащихся от 1500 и более; б) если ваша система самоуправления функционирует давно и успешно, и требуется определенно новая струя. - Для обычного класса используйте модель "Класс – город", где основные функции самоуправления принимает на себя администрация из 3-5 человек.
Рекомендации: - При реализации своей модели самоуправления постарайтесь следовать принципу "разделения властей". Дайте каждому органу одно, но важное направление из этой педагогической триады.
Рекомендации: - Наделить органы ученического самоуправления реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.
Рекомендации: - Прежде чем использовать эти понятия, следует открыть Конституцию Российской Федерации, еще лучше несколько других законов или учебников. - Можно получить квалифицированную консультацию у специалистов по поводу содержания тех терминов, которые вы собираетесь использовать в документах и жизнедеятельности ученического самоуправления.
Рекомендации: - Элементы этой стороны жизни государства можно использовать, но очень ограниченно, например, судебная система по типу "Суда чести" с обязательным участием в составе такого суда взрослых и детей.
Рекомендации: - Максимально осторожно пользоваться демократическими механизмами, не забывая за внешними атрибутами взрослой жизни педагогическую суть использования вашей модели ученического самоуправления. - Постоянно изучать мнение всех членов ученической "общественности".
Рекомендации: - Ищите партнеров, которые могут заинтересоваться вашей программой развития ученического самоуправления.
Рекомендации: - Согласовать график использования кабинета, который вы предполагаете оборудовать для работы того или иного органа ученического самоуправления. - Выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления. Причем, это должно быть конкретное время для каждого органа самоуправления.
Рекомендации: - Всегда согласовывать с администрацией планы ученического самоуправления и их изменения.