Язык программирования Паскаль Учитель информатики: Иванчикова Т.Ф.
Блез Паскаль ( ) Французский философ. Писатель, математик, физик. Имя Паскаля носит целый ряд фактов, установленных им в различных областях математике (например, «треугольник Паскаля», определяющий способ вычисления биномиальных коэффициентов), физике («закон Паскаля») и др. В возрасте 18 лет Паскаль начал разрабатывать суммирующую машину «Паскалину». Всего было создано около 50 модификаций этой машины. Машина Паскаля представляла собой механическое устройство в виде ящичка с многочисленными, связанными одна с другой, шестеренками.
Программа Программа – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программирования набор команд для компьютера Команда – это описание действий, которые должен выполнить компьютер. откуда взять исходные данные? что нужно с ними сделать?
Алфавит языка Pascal включает: все латинские прописные и строчные буквы арабские цифры (0 – 9) символы + - * / =,. ; : _ ( ) { } и др. служебные ( зарезервированные ) слова
Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными ( это английские мнемонические сокращения ). Служебные слова делятся на три группы : операторы ( READ, WRITELN и др.) имена функций ( SIN, COS и др.) ключевые слова ( VAR, BEGIN, END и др.) Основные средства языка
Структура программы PROGRAM имя; Var; - разделпеременных; BEGIN оператор 1; оператор 2; ….. оператор n-1; оператор n; Readln END.
Имена программы Имена могут включать – латинские буквы (A-Z) – цифры (имя не может начинаться с цифры) – знак подчеркивания _ Имена НЕ могут включать – русские буквы – пробелы – скобки, знаки +, =, !, ? и др.
Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. Типы переменных: – integer{ целая } – real{ вещественная } – char{ один символ } – string{ символьная строка } – boolean { логическая }
Оператор присваивания Оператор присваивания служит для изменения значения переменной. Общая структура: := ;
: Арифметическое выражение может включать константы имена переменных знаки арифметических операций: + - * / div mod вызовы функций круглые скобки ( ) умножение деление деление нацело остаток от деления
program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x; y := 7,8; b := 2.5; x := 2*(a + y); a := b + x; end. program qq; var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x; y := 7,8; b := 2.5; x := 2*(a + y); a := b + x; end. Какие операторы неправильные? имя переменной должно быть слева от знака := целая и дробная часть отделяются точкой нельзя записывать вещественное значение в целую переменную
Оператор ввода Ввод информации с клавиатуры осуществляется с помощью оператора READ. Когда в программе встречается оператор READ, то её действие приостанавливается до тех пор, пока не будут введены исходные данные
Оператор ввода Имеет вид: read ( a ); { ввод значения переменной a} read ( a, b ); { ввод значений переменных a и b} Readln – применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатие клавиши Enter.
Оператор вывода Для вывода информации на экран используется оператор WRITE. Имеет вид: write ( a ); { вывод значения переменной a} writeln ( a ); { вывод значения переменной a и переход на новую строчку}
Примеры: WRITE(2*2)- выводит на экран: 4 WRITE(2*2=)-выводит на экран: 2*2= WRITE(2*2=,2*2)-выводит на экран: 2*2=4
Задача. Найти сумму двух целых чисел. Решение program qq; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); c := a + b; writeln ( a, '+', b, '=', c ); end. Протокол: Введите два целых числа =75
Зрительные иллюзий
ЛЕШИЙ ИЛИ БАБА ЯГА?
ЛОШАДЬ ИЛИ ЛЯГУШКА?
ЗАЯЦ ИЛИ УТКА?
ОЛЕНИ
Практическое задание: 1. Загрузить PascalABC. 2. Открыть новое окно редактора. 3. Набрать в нем текст программы: Program P_1; Var x,y,z: integer; begin x:=25; y:=4; z:=x+y; writeln (z); end. 4. Сохранить в своей папке (Файл - Сохранить)
Практическое задание 5. Запустить программу нажатием клавиши F9. 6. Просмотреть результат работы программы 7. Команду writeln (z) заменить на writeln (z=,z). 8. Запустить программу на выполнение. 9.Сохранить 10. Закрыть
Решить задачи: 1. Найти разность и произведение двух целых чисел 2. Ввести три числа, найти их сумму и произведение.