МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 5: Менеджмент процессов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Advertisements

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Управление ресурсами.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Управление персоналом.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 5: Управление процессами мониторинга, измерений и контроля.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 8: Влияние ОУ на общество.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 6: Результаты деятельности ОУ.
Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образования МБОУСОШ 21.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 6: Удовлетворенность потребителей.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
«Персонифицированная модель повышения квалификации и индивидуальный план профессионального развития учителя » Москва 2013 «Школу можно совершенствовать,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Транксрипт:

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 5: Менеджмент процессов

Подкритерий 5.1: Деятельность по разработке, внедрению и улучшению системы менеджмента качества ( СМК ) ОУ

Подкритерий 5.1.1: Внедрение процессного подхода

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) В ОУ осуществляется планирование и управление основными процессами, имеются положения и порядки, регламентирующие отдельные процессы, а также назначены должностные лица и подразделения, ответственные за основные процессы. Рабочие процессы ОУ в целом не систематизированы и не документированы. 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ начата работа по систематизации и документированию рабочих процессов, определены последовательность и взаимодействие процессов, установлены критерии ( показатели ) результативности процессов, методы их измерения и целевые значения по каждому процессу. 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ документированы более 50% всех основных процессов, назначены менеджеры процессов, внедряется система постоянного мониторинга основных процессов, получаемые результаты анализируются и сравниваются с поставленными целями, предпринимаются отдельные действия для коррекции и улучшения процессов.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов) В ОУ документированы все основные процессы, документация постоянно анализируется и пересматривается, внедрена и действует система постоянного мониторинга основных процессов, получаемые результаты анализируются и сравниваются с поставленными целями и достижениями других ОУ, существует система корректирующих действий, а также предупреждающие действия для отдельных процессов. 5 уровень (9-10 баллов) В ОУ полностью внедрен процессный подход. Документированы все основные процессы, документация постоянно анализируется и пересматривается, внедрена и действует система постоянного мониторинга основных процессов, получаемые результаты анализируются и сравниваются с поставленными целями и достижениями ведущих ОУ в стране и за рубежом, разработана и внедрена в полном объеме система корректирующих и предупреждающих действий для всех рабочих процессов.

Подкритерий 5.1.2: Управление документацией

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) В ОУ существует определенный сложившийся порядок разработки, согласования, утверждения и рассылки документации. Этот порядок не документирован, специальной системы управления документацией не существует. 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ начата работа по систематизации рабочей документации, включая внешние нормативные и регламентирующие документы, разрабатывается документированная процедура по управлению документацией, определяющая её виды, идентификацию, требования к построению и содержанию, порядок разработки, утверждения, рассылки, хранения, пересмотра и изъятия из обращения. 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ разработана и внедрена документированная процедура по управлению документацией, определяющая её виды, идентификацию, требования к построению и содержанию, порядок разработки, утверждения, рассылки, пересмотра и изъятия из обращения, на базе которой идет разработка новых документов, необходимых для СК ОУ (Служба по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции, записи и др.)

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Разработана и внедрена современная система управления документацией, регламентированная соответствующим документом, а также все документы, необходимые для СК. Вся документация доступна для заинтересованных сторон, периодически анализируется и пересматривается. Внедрены отдельные элементы электронного документооборота. 5 уровень (9-10 баллов) В ОУ полностью разработана и внедрена современная постоянно совершенствующаяся система управления документацией на основе электронного документооборота, а также все документы, необходимые для СК. Персонал ОУ вовлечен в работу по совершенствованию документации. Вся документация доступна для заинтересованных сторон, постоянно анализируется и пересматривается.

Подкритерий 5.1.3: Управление записями

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) В ОУ существует определенный сложившийся порядок заполнения, ведения, исправления, хранения и рассылки записей ( личные дела учащихся и сотрудников, списки классов, экзаменационные ведомости, протоколы заседаний и т. п.). Этот порядок не документирован, специальной системы управления записями нет. 2 уровень (3-4 балла ) Начата работа по систематизации записей, разрабатывается документированная процедура по управлению записями, определяющая виды, идентификацию, типовые формы, требования к заполнению, порядок разработки, рассылки, правила доступа, хранения, исправления и изъятия. 3 уровень (5-6 баллов) Разработана и внедрена документированная процедура по управлению записями, определяющая их виды, идентификацию, типовые формы, требования к заполнению, порядок разработки, рассылки, правила доступа, хранения, исправления и изъятия из обращения. Внедрены отдельные элементы электронного документооборота записей.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Разработана и внедрена современная система управления записями, регламентированная соответствующей документированной процедурой. Большинство процессов обмена записями осуществляется на основе электронного документооборота. Документированная процедура по управлению записями периодически анализируется и пересматривается. 5 уровень (9-10 баллов) В ОУ полностью разработана и внедрена современная, постоянно совершенствующаяся система управления записями, регламентированная документированной процедурой. Обмен записями, где это необходимо, осуществляется на основе электронного документооборота. Документированная процедура по управлению записями периодически анализируется, пересматривается и сравнивается с опытом ведущих ОУ.

Подкритерий 5.1.4: Планирование и построение организационной структуры СМК ( системы менеджмента качества ), распределение ответственности и полномочий

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Специальной организационной структуры СМК в школе нет. Контроль качества осуществляется на базе функциональных принципов соответствующими подразделениями и должностными лицами ( зам. директора, руководители МО, руководители отделов, профильных служб и др.) 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ начаты работы по созданию организационной структуры СМК. Назначен представитель руководства по качеству. Определяются ответственности и полномочия руководителей и персонала в рамках СМК ОУ. Начата подготовка собственных специалистов по менеджменту качества из числа сотрудников ОУ. Создана специальная Служба, отвечающая за качество. 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ частично сформирована организационная структура СМК, на поддержание которой выделяются необходимые средства. Разработан план создания СМК. Четко определены ответственности и полномочия руководителей и персонала в рамках СМК ОУ. Начата систематическая разработка СМК. Подготовлены собственные специалисты по менеджменту качества из числа сотрудников ОУ.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Полностью сформирована организационная структура СМК, на поддержание которой выделяются необходимые средства. Разработан план создания СМК. Четко определены ответственности и полномочия руководителей и персонала в рамках СМК ОУ. Начата систематическая разработка СМК. Подготовлены собственные специалисты по менеджменту качества из числа сотрудников ОУ. 5 уровень (9-10 баллов) Все требования, что и для уровня 4. Дополнительно: В ОУ полностью сформирована и функционирует организационная структура СМК. Регулярно анализируется результативность и эффективность созданной СМК, результаты сравниваются с ведущими ОУ и предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия.

Подкритерий 5.1.5: Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов ОУ

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) В ОУ осуществляется измерение и мониторинг некоторых процессов. Решения принимаются в случае возникновения существенных несоответствий нормам или рекомендациям. Комплексной системы мониторинга всех процессов нет. 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ начата разработка комплексной системы измерений и мониторинга всех основных процессов. По некоторым процессам определены измеримые показатели ( характеристики ), методы их измерения и анализа. Назначены лица или подразделения, ответственные за проведение мониторинга различных процессов. 3 уровень (5-6 баллов) Разработана и внедряется комплексная система измерений и мониторинга процессов, которая охватывает большую часть основных процессов. По этим процессам определены измеряемые показатели и методы их измерения и анализа. Назначены лица или подразделения, ответственные за проведение мониторинга. Получаемые результаты периодически анализируются, и предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ разработана и внедрена комплексная система измерений и мониторинга процессов, которая охватывает все основные процессы. По всем процессам определены измеряемые показатели и методы их измерения и анализа. Назначены лица или подразделения, ответственные за проведение мониторинга. Получаемые результаты периодически анализируются и предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия. Результаты сравниваются с результатами аналогичных ОУ. 5 уровень (9-10 баллов) Все требования, что и для уровня 4. Дополнительно: В ОУ функционирует комплексная система измерений и мониторинга процессов, которая охватывает все основные процессы, включая мониторинг педагогической компетентности в соответствии с целями Программы развития. Получаемые результаты постоянно анализируются, сравниваются с результатами ведущих ОУ в стране и за рубежом. Система измерений и мониторинга постоянно совершенствуется.

Подкритерий 5.1.6: Планирование процессов ОУ

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Осуществляется краткосрочное планирование деятельности ( в основном на год ) по основным направлениям работы на уровне ОУ, МО, профильных служб. Комплексной системы планирования процессов в ОУ не существует 2 уровень (3-4 балла ) Начаты работы по созданию комплексной системы планирования процессов ОУ на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы с установлением целевых показателей по каждому процессу. 3 уровень (5-6 баллов) Разработана и внедряется комплексная система планирования процессов и деятельности профильных подразделений, которой охвачена большая часть процессов ОУ. Планирование осуществляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Показатели (характеристики) процессов регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями и служат основой для корректирующих действий.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Разработана и внедрена комплексная система планирования процессов и деятельности подразделений, которой охвачены все основные процессы ОУ. Планирование осуществляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Показатели регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями и результатами работы аналогичных ОУ и служат основой для корректирующих и предупреждающих действий. Система планирования постоянно совершенствуется. 5 уровень (9-10 баллов) Все требования, что и для уровня 4. Дополнительно: Функционирует комплексная постоянно совершенствующаяся система планирования процессов и деятельности профильных подразделений, которой охвачены все основные процессы ОУ. Показатели регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями и результатами работы ведущих ОУ в стране и за рубежом.

Подкритерий 5.1.7: Внутренние аудиты ( проверки, экспертиза ) и самооценка ОУ и его структурных подразделений

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Проверки деятельности отдельных подразделений проводятся эпизодически и не планируются. Программы проверки и методики оценивания отсутствуют. Систематической работы по проведению внутренних аудитов и самооценки не проводится. 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ разрабатывается план регулярного поведения аудитов ( проверок ) и самооценки всех подразделений и процессов, соответствующая документированная процедура, регламентирующая этот процесс, а также экспертные листы для внутренних аудитов, формы для проведения самооценки. Начата подготовка специалистов из персонала для организации проведения аудитов и самооценки. 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ разработан и внедряется план регулярного проведения аудитов (проверок, экспертизы) и самооценки. Периодически проводятся аудиты отельных подразделений и процессов на основе документированной процедуры. Подготовлены и сформированы группы внутренних аудиторов и специалистов по самооценке. Результаты проведенных аудитов анализируются руководством, на основе чего предпринимаются соответствующие корректирующие действия по улучшению. Эпизодически проводится самооценка отдельных подразделений и процессов.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Реализуется разработанный план регулярного проведения аудитов ( проверок, экспертизы ) большинства подразделений и процессов на основе разработанной документированной процедуры. Подготовлены и сформированы группы внутренних аудиторов и специалистов по самооценке. Результаты аудитов регулярно анализируются руководством, на основе чего предпринимаются соответствующие корректирующие действия по улучшению. Регулярно проводится самооценка отдельных подразделений и процессов по комплексным методикам. Результаты сравниваются с опытом аналогичных ОУ. 5 уровень (9-10 баллов) Все требования, что и для уровня 4. Дополнительно: В ОУ реализуется разработанный план регулярного проведения аудитов (проверок, экспертизы) всех подразделений и процессов на основе разработанной документированной процедуры. Система проведения аудитов непрерывно совершенствуется. Регулярно проводится самооценка всех подразделений и процессов. Результаты сравниваются с опытом ведущих ОУ в стане и за рубежом.

Подкритерий 5.1.8: Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и предупреждающие действия

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Проблемы и несоответствия, возникающие в процессе работы, устраняются по мере их возникновения. Процедуры действий в случае возникновения несоответствий не документированы. Анализ причин, вызвавших проблемы и несоответствия, не проводится. Системы корректирующих действий нет. 2 уровень (3-4 балла ) Начата работа по созданию системы корректирующих действий, предусматривающая необходимые действия в случае возникновения несоответствий в работе на основе анализа их причин. Проводится анализ возможных потенциальных проблем и несоответствий и их причин. 3 уровень (5-6 баллов) Разработана и документирована система корректирующих действий в случае возникновения проблем и несоответствий, предусматривающая анализ их причин и меры по предотвращению повторений, охватывающая некоторые наиболее важные процессы ОУ. Проводится анализ возможных потенциальных проблем и несоответствий и их причин.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Документированная система корректирующих действий охватывает все основные процессы ОУ и периодически пересматривается. Разработана документированная процедура предупреждающих действий, охватывающая наиболее важные процессы. Ведется систематическая работа по улучшению деятельности по основным направлениям. 5 уровень (9-10 баллов) Действует документированная система корректирующих и предупреждающих действий по всем основным процессам. Соответствующие документированные процедуры периодически пересматриваются и совершенствуются. Постоянно проводится анализ деятельности по всем направлениям и определяются пути улучшения всех основных процессов.

Оценка руководителей

ПОДКРИТЕРИЙ 5.2: Основные процессы образовательной деятельности

ПОДКРИТЕРИЙ 5.2.1: Маркетинговые исследования рынка научных образовательных услуг и рынка труда

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Специальных маркетинговых исследований в ОУ не проводится. Требования потребителей и других заинтересованных сторон не изучаются и не учитываются. Единого видения стратегии развития образования в ОУ нет. 2 уровень (3-4 балла ) Осуществляется эпизодическое изучение и учет требований отдельных групп потребителей и других заинтересованных сторон к предоставляемым образовательным услугам. Начаты работы по формированию системы маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, рынка труда и единого видения образования ОУ 3 уровень (5-6 баллов ) Внедряется система маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда, ответственность за реализацию которых возложена на конкретных сотрудников. Изучаются и учитываются требования заинтересованных сторон. Сформировано и поддерживается единое видение образования, которое положено в основу образовательного профиля ОУ, состава реализуемых образовательных программ, содержания образования.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Внедрена система маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда, которая реализуется специальным подразделением или сотрудниками. Учитываются все требования заинтересованных сторон. В ОУ сформировано и поддерживается единое видение образования, которое положено в основу образовательного профиля ОУ, состава реализуемых образовательных программ, содержания образования. По результатам исследований вносятся изменения в перечень образовательных услуг, в структуру подготовки, в содержание школьного компонента образовательных программ. 5 уровень (9-10 баллов) Функционирует отлаженная система маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда, которая реализуется Службой качества образования. В ОУ сформировано и поддерживается единое видение стратеги развития образования в ОУ на основе целей Программы развития, что положено в основу образовательного профиля ОУ, состава реализуемых образовательных программ, содержания образования. Учитываются все требования заинтересованных сторон. Видение образования разделяется всеми заинтересованными сторонами и ориентировано на общество. В рамках маркетинговых исследований проводится анализ тенденций развития общества, зарубежного опыта и рынка образовательных услуг зарубежных стран.

ПОДКРИТЕРИЙ 5.2.2: Проектирование и разработка образовательных программ ( включая учебные планы, рабочие программы по дисциплинам и учебно - методические комплексы )

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Учебные планы ( УП ) разрабатываются одним лицом, зам. директора, исходя из кадрового потенциала. Рабочие программы ( РП ) дисциплин разрабатываются потенциальными учителями - предметниками этих дисциплин, исходя из их собственного видения. Процедуры разработки учебного плана предметной области ( профильного направления ) и РП дисциплин не документируются и регламентируются только порядком их согласования и утверждения на высшем уровне. Требования к разработке учебно - методических комплексов ( УМК ) в ОУ не определены. УМК разрабатывается по собственной инициативе одним или нескольким учителями в соответствии с их собственным видением данной дисциплины. 2 уровень (3-4 балла ) УП, РП дисциплин и УМК по каждой дисциплине разрабатывается группой педагогов МО с учетом общего видения содержания образования, кадрового потенциала МО и профиля. Процедура разработки регламентируется предварительно согласованным общим планом действий, а также порядком согласования и утверждения УП, РП и УМК. К экспертизе УП привлекаются внешние профессиональные эксперты.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Те же требования, что и для уровня 3. Дополнительно : Все УП, РП дисциплин и УМК проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу. УП и другие методические материалы сравниваются с материалами других аналогичных ОУ. 3 уровень (5-6 баллов ) В ОУ имеется общий документированный порядок разработки, экспертизы, согласования и утверждения УП, РП дисциплин и УМК. В основу положена желаемая модель компетентности выпускника. К процессу разработки привлекаются учителя других профильных МО ( кафедр ). УП имеет логически связанную структуру. При разработке школьного компонента и состава дисциплин по выбору учитывается мнение стратегических партнеров ( организаций - работодателей, вузов ), учащихся, родителей и других заинтересованных сторон. 5 уровень (9-10 баллов ) В основу разработки УП, РП и УМК положена модель компетентности выпускника, учитывающая требования рынка труда. Все учебные материалы проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу. Прогнозируются и учитываются изменения в требованиях всех заинтересованных сторон и общества в целом. Производится постоянное сравнение УП и других учебно - методических материалов с ведущими ОУ в стране и за рубежом и постоянное улучшение.

ПОДКРИТЕРИЙ 5.2.3: Прием учащихся

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Специальной рекламной деятельности по приему в ОУ не проводится. Процедура приема – стандартная для ОУ и регламентируется внутренними и внешними документами. Единой политики по приему учащихся, рекламе и распространению информации не существует. 2 уровень (3-4 балла ) Рекламная деятельность по приему проводится в основном на уровне структурных подразделений ( МО, кафедр ), назначены ответственные за распространение информации, в том числе через сайт школы. Прием проводится на уровне директора и заместителей директора с привлечением структурных подразделений ( МО, кафедр ), назначены ответственные за прием учащихся. Процедура приема регламентируется внутренними и внешними документами. На отдельные направления профильной подготовки проводится конкурсный отбор учащихся и анализ их характеристик. Организованы предпрофильные подготовительные курсы, факультативы и т. п. Разрабатывается единая политика по приему учащихся, рекламе и распространению информации по приему.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) ОУ проводит единую политику по формированию контингента обучающихся, рекламе и распространению информации, поддерживает связь с вузами и предприятиями. Определены вузы для сотрудничества. Процедура приема учащихся документирована м реализуется. В корпоративной сети ОУ функционирует WEB- сервер, позволяющий получить ответы на все вопросы, связанные с поступлением в ОУ, обучением, содержанием всех реализуемых образовательных программ и т. д. ОУ регулярно оценивает результаты приема и свою политику по формированию контингента обучающихся, сравнивает их с достижениями конкурирующих ОУ и совершенствует её на основе полученных результатов. 3 уровень (5-6 баллов ) ОУ сформулировало и поводит единую политику по формированию контингента обучающихся, рекламе и распространению информации. Проводится систематический анализ качества подготовки поступающих учащихся, основанный на информации об их успеваемости. Процедура приема учащихся документирована на уровне внутришкольных документов. Проводится анализ характеристик поступающих учащихся и индивидуальная работа по их адаптации, в том числе с привлечением специалистов психолого - социальной службы. ОУ регулярно оценивает результаты приема и свою политику по приему и рекламе.

Уровни и уровневые показатели уровень (9-10 баллов ) ОУ проводит единую политику по формированию контингента обучающихся, рекламе и распространению информации, поддерживает связь с вузами и предприятиями. Имеется развитая система предпрофильной подготовки и профильного обучения, набор образовательных программ – с учетом потребностей поступающего контингента учащихся. ОУ регулярно оценивает результаты приема и свою политику по приему и рекламе, сравнивает их с достижениями ведущих ОУ в стране и за рубежом и постоянно совершенствует ее на основе полученных результатов. При совершенствовании своей политики по приему и рекламе ОУ учитывает тенденции и изменения в обществе, а также интересы всех других заинтересованных сторон. Действует отлаженная система работы с вузами, предприятиями.

ПОДКРИТЕРИЙ 5.2.4: Реализация основных образовательных программ ( обучение )

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Обучение учащихся ведется в основном в традиционных формах ( информационный подход на уроке с элементами лекционных, практических, лабораторных занятий, проектирования ) в соответствии с расписанием. Оценки уровня освоения отдельных дисциплин выставляются по результатам итоговых контрольных работ, экзаменов. Методики обучения и критерии оценки качества знаний и умений учащихся формируются педагогами в основном автономно на основе их собственных представлений и взглядов. 2 уровень (3-4 балла ) Помимо традиционных форм обучения в ОУ предпринимаются конкретные действия по активизации самостоятельной работы учащихся. Вводятся точки промежуточного контроля степени освоения учебного материала. Текущая успеваемость учащихся контролируется и анализируется. На инициативной основе отдельные педагоги разрабатывают и используют компьютерные технологии обучения и текущего контроля. 3 уровень (5-6 баллов) В Программе развития ОУ разработан план мероприятий по перестройке учебного процесса с целью повышения его эффективности для активизации творческого самостоятельного мышления учащихся и состязательности, умений групповой работы. Отрабатывается рейтинговая технология обучения. Начинают системно внедряться компьютерные технологии обучения и текущего контроля.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ активно перестраивается учебный процесс для активизации творческого самостоятельного мышления учащихся и состязательности, умений групповой работы, формирования компетентностей, определенных в целях Программы развития. Внедряется рейтинговая технология обучения. Процесс обучения полностью документирован. Системно внедряются компьютерные технологии обучения и контроля знаний. Активно поводятся работы по созданию информационной системы сопровождения учебного процесса. 5 уровень (9-10 баллов) Те же требования, что для уровня 4. Дополнительно: Отработана и внедрена рейтинговая технология обучения. Для усиления индивидуализации обучения, интенсификации и активизации самостоятельной работы учащихся активно внедряется технология индивидуального учебного плана и построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Внедрена интегрированная информационная система сопровождения образовательного процесса. Разработана программа по введению реализуемой во многих станах мира зачетно-модульной технологи обучения на старшей ступени.

ПОДКРИТЕРИЙ Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Систематическая воспитательная работа с обучаемыми не проводится. Педагоги по своей инициативе эпизодически занимаются воспитательной работой. Внеурочная работа с обучаемыми не организована. 2 уровень (3-4 балла ) Воспитательная работа в ОУ реализуется в основном через институт кураторов – классных руководителей или воспитателей. Работа кураторов не координируется, функциональные обязанности не регламентированы. Планов воспитательной и внеучебной работы нет. 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ начата систематизация воспитательной работы с обучаемыми. Назначены лица, ответственные за эту работу. Разрабатываются методические материалы по организации воспитательной работы.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ проводится систематическая воспитательная работа с обучаемыми. Созданы структурные подразделения, координирующие эту работу. Разработан и документирован план воспитательной и внеурочной работы, выполнение которого контролируется. Разработаны методические материалы по организации воспитательной работы с обучаемыми. Результаты воспитательной работы постоянно анализируются и сравниваются с опытом воспитательной работы в конкурирующих ОУ. 5 уровень (9-10 баллов) В ОУ проводится систематическая воспитательная работа с обучаемыми – на основе принципа единства урочной и внеурочной деятельности в рамках общей концепции Программы развития школы, технологии коллективных творческих ел (для формирования ценностей, базовых компетентностей, определенных Программой). Созданы структурные подразделения, координирующие эту работу. В работу вовлечены внешние социальные партнеры, родители. В реализации плана воспитательной работы существенное место отводится формам ученического самоуправления, возможностям выбора занятий по интересам на основе изучения потребностей и способностей учащихся. Существует документирован план воспитательной и внеучебной работы, выполнение которого контролируется. Существуют и постоянно обновляются методические материалы по организации воспитательной работы. Результаты воспитательной работы постоянно анализируются и сравниваются с опытом ведущих ОУ, работа постоянно улучшается.

ПОДКРИТЕРИЙ Проектирование и реализация программ дополнительного образования

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Реализуемые в ОУ программы ДО в основном ориентированы на решение текущих личностных проблем населения и учащихся. Педагогический состав для реализации программ формируется под набор учащихся. Анализ удовлетворенности учащихся содержанием и качеством обучения в системе ДО не проводится. 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ реализуются традиционно сложившиеся программы ДО. Мониторинг рынка профессионального руда, запросов и интересов учащихся не проводится. Педагоги ДО не проходят или проходят нерегулярно повышение квалификации. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников не документированы. Материально - техническая база не в полной мере соответствует целям и задачам, сформулированным в образовательных программах Программе развития. 3 уровень (5-6 баллов) Реализуемые программы ДО ориентированы на запросы и интересы учащихся, родителей, реальный рынок труда, на решение социальных и личностных проблем. Отрабатываются методики прогнозирования потребностей в квалифицированных кадрах и тенденций спроса на образовательные услуги системы ДО. Формируется программа подготовки педагогических кадров. В бюджете ОУ предусматриваются средства для развития материально-технической базы ДО. Учитывается положительный опыт других ОУ в организации ДО.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ реализуются программы ДО, ориентированные на запросы и интересы учащихся, родителей, реальный отечественный рынок руда, на решение социальных и личностных проблем. Отработаны методики прогнозирования тенденций спроса на образовательные услуги системы ДО. Принята программа развития ДО в ОУ и программа подготовки педагогических кадров ( как отдельные документы или как направления, подпроекты Программы развития ). По отдельным программам проводится анализ удовлетворенности учащихся и родителей качеством образовательных услуг путем анкетирования. По отдельным программам документированы требования к содержанию и уровню подготовки выпускников. Учитывается опыт ведущих ОУ страны в организации ДО. 5 уровень (9-10 баллов) Реализуется широкий спектр программ ДО, направленных на решение конкретных профессиональных, социальных и личностных проблем, удовлетворение запросов и интересов учащихся. Система ДО обеспечивает мобильность решения образовательных задач, задач профильного самоопределения. Сформирована и периодически используется система критериев для анализа удовлетворенности потребителей услуг ДО. Внедрен механизм анализа эффективности и результативности. Создан мотивационный механизм роста педагогического состава. По всем программам документированы требования к содержанию и уровню подготовки выпускников, согласованные со всеми заинтересованными сторонами.

ПОДКРИТЕРИЙ Повышение квалификации педагогических кадров

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Организация повышения квалификации педагогических кадров осуществляется через специальные подразделения ( методическая служба и т. п.). Комплексной политики и системы управления системой повышения квалификации нет. 2 уровень (3-4 балла ) Начаты работы по разработке комплексной политики и управления повышением квалификации кадров с установлением показателей по каждому аспекту деятельности. Разработан индивидуальный план для претендентов на повышение квалификационной категории, учитывающий все составляющие деятельности, включая экспериментальные исследования, участие в инновационной деятельности, включая экспериментальные исследования, участие в инновационной деятельности ОУ, публикации и выступления на конференциях, участие в учебной и учебно - методической работе и др. 3 уровень (5-6 баллов) Разработана и внедряется документированная комплексная политика и система управления повышением квалификации кадров – в соответствии с Программой развития школы. Разрабатывается критериальная база и методика оценки педагогической деятельности, качества функционирования методической службы, методических объединений, кафедр. Осуществляется информационная и консультационная поддержка участия педагогов в конкурсах на получение грантов, экспериментальной, инновационной деятельности, конференциях различного уровня, обобщения и распространения опыта.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Разработана и внедрена документированная комплексная политика и система управления повышением квалификации кадров. Организована « внутрифирменная » система повышения квалификации в рамках постоянно действующих школьных семинаров – в соответствии с целями программы развития школы. Разработана критериальная база и методика оценки деятельности педагогов и качества функционирования методической службы, методических объединений на кафедрах ( МО ). Показатели эффективности повышения квалификации кадров регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями и служат основой для корректирующих действий по улучшению деятельности. Система повышения квалификации кадров анализируется и сравнивается с аналогичными системами ведущих ОУ страны. 5 уровень (9-10 баллов) Функционирует комплексная постоянно совершенствующаяся система управления повышением квалификации кадров. Организована»внутрифирменная» система повышения квалификации в рамках постоянно действующих школьных семинаров - в соответствии с целями Программы развития школы. Разработана информационно-аналитическая система «Повышение квалификации кадров», включающая портфолио педагога и позволяющая получать статистические данные и проводить анализ эффективности и результативности деятельности педагогов, методической службы, методических объединений на кафедрах (МО). Показатели эффективности повышения квалификации кадров регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями Программы развития ОУ и служат основой для корректирующих и предупреждающих действий по улучшению деятельности. Введен институт молодых специалистов. Система повышения квалификации кадров анализируется и сравнивается с аналогичными системами ведущих ОУ страны и за рубежом. Процесс сбора и анализа информации по критериальной оценке педагогической деятельности автоматизируется на основе использования современных ИКТ.

ПОДКРИТЕРИЙ Инновационная и экспериментальная деятельность

Уровни и уровневые показатели уровень (3-4 балла ) В ОУ имеются специальные подразделения, обеспечивающие организацию и выполнение ЭИД ( отделы, лаборатории, центры, координирующие органы и т. п.) Идентифицированы процессы ЭИД. Начаты работы по разработке комплексной политики и системы управления ЭИД с установлением показателей по каждому процессу. Общий объем финансирования ЭИД несущественно влияет на бюджет ОУ. Реализуются начальные этапы инновационного цикла. Разработан план - график ( сетевой график ) выполнения взаимосвязанных разделов ЭИД. К ЭИД привлекаются педагоги, представители институтов, родительской и иной общественности. Инновационный опыт признан на уровне района ( округа ). 1 уровень (1-2 балла ) В ОУ осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность ( ЭИД ) по инициативе отдельными педагогами или подразделениями. Специальных подразделений, обеспечивающих организацию и выполнение ЭИД, нет. Комплексной политики и системы управления ЭИД нет. Выполнение ЭИД проводится в соответствии с Программ ой развития, техническим заданием и календарным планом.

Уровни и уровневые показатели уровень (5-6 баллов ) В ОУ разработана и внедряется документированная комплексная политика и система управления ЭИД. Показатели эффективности ЭИД регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями Программы развития и подпроектов и служат основой для корректирующих действий. Научно - педагогические школы ОУ признаны на региональном уровне. Выполнение работ в рамках ЭИД позволяет создавать новые или усовершенствованные объекты ( программы, УМК, проекты и др.), востребованные образовательным рынком и приносящие экономические и другие эффекты. Частично реализуются этапы инновационного цикла, связанные с внедрением разработок, выпуском и реализацией продуктов ЭИД. Ежеквартально рассматриваются результаты выполнения ЭИД на семинарах, заседаниях Научно - методического, Управляющего советов и т. п. Начаты работы по внедрению технологий проектного менеджмента. Имеются отдельные договоры по внедрению результатов ЭИД в других образовательных учреждениях. Существует план создания инновационных структур ( технопарка, инновационного ресурсного центра и т. п.) Инновационный опыт ОУ признан на региональном уровне.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ разработана и внедрена документированная комплексная политика и система управления ЭИД. Показатели эффективности проведения исследований и разработок регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями Программы развития, результатами работы аналогичных ОУ и служат основой для корректирующих и предупреждающих действий по улучшению деятельности. Результаты научных исследований и инноваций широко внедряются в учебный процесс. Доказано влияние инновационной деятельности на улучшение качества образования, получение учащимися новых образовательных результатов в соответствии с целями Программы развития. Одним из приоритетов стратегического развития ОУ является преобразование ОУ в ресурсный центр исследовательского, инновационного типа. Внедряются технологии проектного менеджмента. В ОУ реализуется программа стратегического партнерства с предприятиями, бизнес - структурами. Созданы инновационные структуры. Инновационный опыт ОУ признан на национальном уровне.

Уровни и уровневые показатели уровень (9-10 баллов ) В ОУ разработана и внедрена документированная комплексная политика и система управления ЭИД. Показатели эффективности проведения исследований и разработок регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями Программы развития, результатами работы аналогичных ОУ и служат основой для корректирующих и предупреждающих действий по улучшению деятельности. Результаты научных исследований и инноваций широко внедряются в учебный процесс. Доказано влияние инновационной деятельности на улучшение качества образования, получение учащимися новых образовательных результатов в соответствии с целями Программы развития. Одним из приоритетов стратегического развития ОУ является преобразование ОУ в ресурсный центр исследовательского, инновационного типа. Внедряются технологии проектного менеджмента. В ОУ реализуется программа стратегического партнерства с предприятиями, бизнес - структурами. Созданы инновационные структуры. Инновационный опыт ОУ признан на национальном уровне.

Оценка руководителей

Подкритерий 5.3: Вспомогательные процессы ОУ

Подкритерий Бухгалтерско - финансовое обеспечение образовательного процесса

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) В ОУ внедрены отдельные АРМ бухгалтерского учета. Аналитический учет затрат, формирование промежуточной и отчетной бухгалтерской документации производится в ручном режиме. 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ внедрены АРМ бухгалтерского учета на всех участках бухгалтерии. Аналитический учет затрат, формирование промежуточной бухгалтерской документации производится в ручном режиме. Бухгалтерия снабжает все уровни управления ОУ необходимой информацией со значительными временными задержками 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ внедрены локальные автоматизированные подсистемы бухгалтерского учета, обеспечивающие необходимый аналитический учет затрат, формирование промежуточной и отчетной бухгалтерской документации. Бухгалтерия периодически снабжает все уровни управления ОУ информацией для принятия управленческих решений.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ внедрена и действует единая локальная автоматизированная система бухгалтерского учета. Автоматизированная система бухгалтерского учета обеспечивает необходимый аналитический учет затрат, автоматическое формирование значительной части промежуточной отчетной бухгалтерской документации. Система в режиме запроса снабжает все уровни управления ОУ необходимой информацией для принятия управленческих решений работа системы постоянно анализируется и сравнивается с работой подобных систем в родственных ОУ. 5 уровень (9-10 баллов) В ОУ внедрена и действует автоматизированная система бухгалтерского учета и финансового контроля, интегрированная в информационно - аналитическую систему управления ОУ. Автоматизированная система бухгалтерского учета и финансового контроля обеспечивает необходимый аналитический учет затрат, автоматическое формирование всей промежуточной и отчетной бухгалтерской документации. Система в режиме реального времени снабжает все уровни управления ОУ информацией для принятия решений и непрерывно совершенствуется.

Подкритерий Кадровое обеспечение

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Единая концепция кадровой политики в ОУ отсутствует. Принципы подбора и приема на работу не выражены в виде четких правил, директив или процедур. Подбор и прием на работу новых сотрудников осуществляется в основном по инициативе руководителей структурных подразделений. Рост кадрового потенциала ориентирован в основном на привлечение специалистов со стороны. Единых процедур и критериев оценки деятельности и аттестации персонала не существует. 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ разрабатывается единая кадровая политика и программа обеспечения кадрами. Принципы подбора, приема на работу и развития персонала трансформируются в соответствующие правила, директивы и процедуры. Некоторые функции по подбору новых сотрудников осуществляются централизованными подразделениями ОУ по инициативе руководителей структурных подразделений. Рост кадрового потенциала осуществляется как за счет привлечения специалистов со стороны, так и за счет повышения квалификации персонала ОУ. Разрабатываются единые процедуры и критерии оценки и аттестации персонала.

Уровни и уровневые показатели уровень (5-6 баллов ) В ОУ разработана единая кадровая политика и программа обеспечения кадрами, результаты реализации которой анализируются и рассматриваются на Совете ОУ. Принципы подбора, приема на работу и развития персонала отражены в документированных правилах, директивах и процедурах. В ОУ существует централизованное подразделение, занимающееся подбором и приемом на работу новых сотрудников по заявкам подразделений о потребностях в обеспечении кадрами. Существует сбалансированная система роста кадрового потенциала как за счет привлечения специалистов со стороны, так и за счет повышения квалификации персонала ОУ. Разработаны и реализуются единые процедуры и критерии оценки деятельности педагогов ( в соответствии с целями Программы развития ) и аттестации персонала.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ разработана и реализуется единая кадровая политика и программа обеспечения кадрами, результаты реализации которой анализируются и рассматриваются на Совете ОУ. Принципы подбора, приема на работу и развития персонала отражены в документированных правилах, директивах и процедурах. В ОУ существует централизованное подразделение, занимающееся подбором, тестированием и приемом на работу новых сотрудников по заявкам подразделений о потребностях в обеспечении кадрами. Существует сбалансированная система роста кадрового потенциала как за счет привлечения специалистов со стороны, так и за счет повышения квалификации персонала ОУ, причем последней отдается существенное преимущество. Разработаны и реализуются единые процедуры и критерии оценки деятельности педагогов ( в соответствии с целями Программы развития ) и аттестации персонала, при которых учитывается мнение обучающихся. Родителей. Система кадрового обеспечения сравнивается с системами ОУ – конкурентов.

Уровни и уровневые показатели уровень (9-10 баллов ) В ОУ реализуется единая кадровая политика и программа обеспечения кадрами, результаты реализации которой анализируются и рассматриваются на Совете ОУ. Принципы подбора, приема на работу и развития персонала отражены в документированных правилах, директивах и процедурах. Существует сбалансированная система роста кадрового потенциала как за счет привлечения специалистов со стороны, так и за счет « внутрифирменного » повышения квалификации персонала ОУ, причем последней отдается существенное преимущество. Для управления ростом педагогического профессионализма разработана система критериальной качественной оценки деятельности педагога ( учителя ) в соответствии с целями Программы развития. Качественная оценка деятельности педагогов накапливается в системе портфолио ( на основе ИКТ ) и учитывается в материальном стимулировани и поощрении. Кадровый потенциал оценивается на основе сравнения с потенциалом ведущих ОУ страны. Система кадрового обеспечения сравнивается с лучшими практиками ведущих российских и зарубежных ОУ и непрерывно совершенствуется.

Подкритерий Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Закупки в ОУ ведутся в основном нецентрализованно. Выбор поставщиков материальных ресурсов осуществляется по критериям цены и срокам поставки. Учет поставщиков и оценка качества поставленной продукции не ведется. 2 уровень (3-4 балла ) Закупки в ОУ ведутся в основном нецентрализованно. Выбор поставщиков материальных ресурсов осуществляется в соответствии с кратковременной политикой ОУ и с учетом предыдущего опыта сотрудничества. Поставляемые материальные ресурсы проверяются на соответствие их качества определенным заранее определенным требованиям поставки. 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ разрабатывается единая система закупок материальных ресурсов. Разрабатывается документированная процедура, регламентирующая процесс закупок. Создано подразделение, ответственное за закупки. Проводится анализ и учет поставщиков по критериям качества, надежности, цены, времени поставки и др. Отдельные поставки осуществляются на условиях тендера. Проводится анализ возникающих несоответствий и предпринимаются корректирующие действия.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов) В ОУ разработана и внедряется система закупок, регламентируемая разработанной документированной процедурой. Проводится анализ и учет поставщиков по критериям качества, надежности, цены, времени поставки и др. Отдельные поставки осуществляются на условиях тендера. Управление закупками улучшается путем обмена информацией с ОУ – партнерами. Периодически анализируется эффективность системы закупок, предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия. 5 уровень (9-10 баллов) В ОУ действует единая система закупок, регламентируемая разработанной документированной процедурой. Проводится анализ и учет поставщиков по критериям качества, надежности, цены, времени поставки и др. ОУ сотрудничает с поставщиками, которые гарантируют качество своих товаров или услуг. Многие поставки осуществляются на условиях тендера. Управление закупками улучшается путем обмена информацией с ведущими ОУ. Система закупок непрерывно анализируется и совершенствуется. План закупок разрабатывается в соответствии с целями Программы развития школы.

Подкритерий Управление образовательной средой

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Образовательная среда поддерживается в рамках сложившихся традиций. Рассматриваются отдельные пожелания учащихся, родителей и педагогов по улучшению отдельных элементов образовательной среды. Принимаются необходимые административные решения. 2 уровень (3-4 балла ) Образовательная среда поддерживается и развивается в рамках имеющихся в ОУ ресурсов, при отсутствии Программы развития. В ОУ есть документированное описание процессов формирования образовательной среды. Проводится систематический контроль этих процессов. 3 уровень (5-6 баллов) Образовательная среда развивается в соответствии с Программой развития. В бюджете ежегодно предусматриваются средства на развитие образовательной среды. Документально определены измеряемые показатели качества и их нормативные значения для контроля и управления процессом развития. Качество дополнительных услуг сравнивается с достижениями аналогичных ОУ и целями Программы развития.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Образовательная среда разрабатывается исходя из условия непрерывного повышения эффективности основных видов учебных занятий. Для оценки и оптимизации образовательной среды привлекаются учащиеся, педагоги, родители, представители предприятий – работодателей, вузов. Результаты оценок образовательной среды используются для непрерывного её улучшения. Уровень совершенства образовательной среды и дополнительных услуг сравнивается с достижениями аналогичных ОУ и целями Программы развития. 5 уровень (9-10 баллов) Образовательная среда разрабатывается исходя из условия обеспечения максимальной эффективности всех видов учебных и неучебных занятий. Для оценки и оптимизации образовательной среды привлекаются все заинтересованные стороны Результаты оценок образовательной среды используются для непрерывного её улучшения. Уровень совершенства образовательной среды и дополнительных услуг сравнивается с достижениями ведущих ОУ в стране и за рубежом и демонстрирует непрерывное улучшение в течение нескольких лет в соответствии с целями Программы развития.

Подкритерий Издательская деятельность

Подкритерий Библиотечное и информационное обслуживание

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) В ОУ отсутствует единая концепция развития библиотечного и информационного обслуживания. Закупка литературы для библиотеки осуществляется в основном по решению её руководства. В библиотеке используется обычный каталог литературы, обеспечены консультации учащихся. В библиотеке обеспечены обычные средства работы ( каталоги, столы, полки с литературой и др.) Информационное обслуживание учащихся и педагогов осуществляется через соответствующе подразделения ( кафедры, МО и др ), а также путем публикации в средствах информации ОУ ( газеты, проспекты, WEB – сайты и т. п.) 2 уровень (3-4 балла ) В ОУ разрабатывается единая концепция развития библиотечного и информационного обслуживания. Существует система централизованных закупок учебно - методической литературы по заявкам МО. В библиотеке используется электронный каталог ( на базе ИТ ), позволяющий произвести поиск необходимой литературы. Начата разработка единой концепции управления информационными ресурсами и автоматизированной системы управления учебным процессом, нормативно - методическим и административным сопровождением образовательных программ.

Уровни и уровневые показатели уровень (5-6 баллов ) В ОУ реализуется единая концепция развития библиотечного и информационного обслуживания. Существует система централизованных закупок учебно - методической литературы по заявкам кафедр ( МО ), выделяются необходимые средства на закупку литературы. В библиотеке используется электронный каталог, позволяющий произвести поиск необходимой литературы и обеспечивающий доступ к электронным версиям отдельных учебников и учебно - методических материалов. Разработана единая система информационного обеспечения учащихся и педагогов ( например, на основе WEB – сайта ОУ ), представляющая информацию о Программе развития и целях ОУ, о структуре и подразделениях, образовательных программах и т. п.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ реализуется и постоянно совершенствуется единая концепция развития библиотечного и информационного обслуживания. Существует система централизованных закупок учебно - методической литературы по заявкам кафедр ( МО ), выделяются необходимые средства на закупку литературы. В библиотеке используется электронный каталог, позволяющий произвести поиск необходимой литературы и обеспечивающий доступ к электронным версиям всех имеющихся в библиотеке учебников и учебно - методических материалов. Функционирует автоматизированная система информационного обслуживания, обеспечивающая информацию по всем аспектам деятельности ОУ. На основе анализа результатов предпринимаются корректирующие действия.

Уровни и уровневые показатели уровень (9-10 баллов ) В ОУ реализуется и постоянно совершенствуется единая концепция развития библиотечного и информационного обслуживания, которая сравнивается с лучшими практиками отечественных и зарубежных ОУ. Существует система централизованных закупок учебно - методической литературы по заявкам кафедр ( МО ), выделяются необходимые средства на закупку литературы. В библиотеке используется электронный каталог, позволяющий произвести поиск необходимой литературы и обеспечивающий доступ к электронным версиям всех имеющихся в библиотеке учебников и учебно - методических материалов, а также выход на информационные ресурсы других ОУ и библиотек с возможностью доступа или заказа требуемой литературы. Функционирует автоматизированная система информационного обслуживания, обеспечивающая информацию по всем аспектам деятельности ОУ. На основе анализа результатов предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия.

Подкритерий Управление инфраструктурой и производственной средой

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) В ОУ Осуществляются действия по управлению отдельными элементами инфраструктуры и производственной среды. Работа направлена на решение экстренно возникающих проблем. Учитываются только обязательные предписания санитарных и иных норм и правил. Плановые методы управления не используются, и финансирование работ осуществляется по остаточному методу. Экономическая эффективность деятельности не оценивается. Администрация ОУ считает эту работу второстепенной и мониторинг состояния дел в этой области не ведет. 2 уровень (3-4 балла ) В целом построена система управления основными элементами инфраструктуры и производственной среды ОУ. Работа осуществляется специально выделенными сотрудниками, планируется в самом общем виде, но не по задачам, а по производственным возможностям служб или под выделенный объем финансирования. Учитываются требования, санитарные или иные нормы и правила. Экономическая эффективность деятельности не оценивается, финансирование работ осуществляется « от достигнутого » или путем финансирования мероприятий аварийного характера. Администрация ОУ считает эту работу важной, но не первостепенной. Контроль состояния этой отрасли проводит не регулярно, а по мере возникновения проблем с финансированием, с органами надзора или в связи с лицензионными ограничениями.

Уровни и уровневые показатели уровень (5-6 баллов ) Имеется система управления основными элементами инфраструктуры и производственной среды. Работа ведется специальными подразделениями и планируется по составу видимого объема работ и с учетом производственных возможностей подразделений, но ограничивается объемом финансирования, выделяемого волевым порядком – по методу « от достигнутого ». Учитываются обязательные нормативы, предписания и запросы общественности. Глубина планирования не превышает одного года. Используются простейшие оценки экономической эффективности управляющих воздействий. Администрация считает эту работу важной и периодически обсуждает состояние дел в этой отрасли. Частично эта информация доводится до сведения членов Совета.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) Устойчиво функционирует система управления всеми элементами инфраструктуры и производственной средой. Подразделение системы полностью укомплектовано специалистами, квалификация которых периодически повышается. Работа осуществляется на основании долговременных планов деятельности. Имеется документированное описание важнейших процедур управления по основным элементам инфраструктуры и среды. Ведется мониторинг состояния основных показателей среды и объектов управления. Коррекция планов действий осуществляется ежегодно. Вопросы управления инфраструктурой и производственной средой отражены в Программе развития ОУ, осуществляется финансирование основных видов этих работ. Администрация понимает важность рассматриваемых вопросов и периодически докладывает проблемы управления этой отраслью Совету. Итоги ежегодно докладываются персоналу ОУ.

Уровни и уровневые показатели уровень (9-10 баллов ) Система управления всеми элементами инфраструктуры и производственной средой осуществляет свою деятельность планомерно, результативно. Функционирует подразделение, квалификация персонала которого постоянно повышается. Имеется документированное описание процедур управления по каждому элементу инфраструктуры и среды. Используются методы анализа и прогнозирования результатов управления. Оценивается ожидаемая экономическая эффективность предполагаемых управляющих воздействий. Осуществляется мониторинг состояния среды и объектов управления, по итога которого производится коррекция планов действий. Стратегия развития ОУ и планы её реализации предусматривают достижение тактических и стратегических целей управления этими видами ресурсов. Оценка результативности управления производится по комплексу показателей. Деятельность по управлению производится комплексно, финансирование этих работ является вполне достаточным. Деятельность строится на принципах открытости, прозрачности, гласности и контролируемости. Система управления постоянно находится в зоне внимания администрации ОУ, проблемы её совершенствования рассматриваются Советом ОУ, который дает оценку состояния этих ресурсов и разрабатывает рекомендации по изменению задач управления. Итоги работы постоянно обсуждаются с персоналом ОУ.

Подкритерий Обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Условия труда сотрудников и условия обучения учащихся по основным характеристикам соответствуют допустимым санитарным, строительным и противопожарным нормам и правилам. В области защиты коллектива от ЧС существуют стандартные формальные планы действий должностных лиц подразделений и администрации. Обучение персонала и обучающихся в этой области проводится формально, на бумаге. В бюджете ОУ предусмотрено финансирование только минимально необходимых мероприятий по БЖД. 2 уровень (3-4 балла ) Создано подразделение, являющееся формальным органом контроля БЖД. Вопросы личной безопасности, безопасности помещений, противодействия терроризму рассматриваются эпизодически. Контроль состояния здоровья сотрудников и учащихся осуществляется по месту жительства, в ОУ налажен формальный учет. Администрация ОУ воспринимает задачу обеспечения БЖД как вынужденную – под давлением органов контроля и надзора. На программу действий по обеспечению БЖД финансовые ресурсы выделены по остаточному принципу.

Уровни и уровневые показатели уровень (5-6 баллов ) Планы работы подразделений ОУ предусматривают улучшение условий труда и отдыха. Налажен учет состояния здоровья лиц, работающих во вредных условиях труда. Разработана программа обучения сотрудников и учащихся по охране труда и по действиям в условиях ЧС. Осуществляются простейшие действия по обеспечению личной безопасности и сохранности имущества ОУ. Мероприятия по противодействию терроризму находятся на минимальном уровне. Для организации работы в этой области функционирует подразделение или назначены ответственные. Программа действий по обеспечению ЖД и здоровьесбережения является минимальной, и на её реализацию в бюджете ОУ выделены минимально достаточные финансовые ресурсы.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов) Условия труда сотрудников и условия обучения учащихся полностью соответствуют всем нормам и правилам. Проведена аттестация рабочих и учебных мест. Разработаны планы улучшения условий труда и обучения. Ведется пропаганда здорового образа жизни. Контроль за состоянием здоровья осуществляется своей поликлиникой. В основном реализуется программа физкультурно-оздоровительных мероприятий для учащихся и санаторно-курортного лечения сотрудников. Осуществляется система мероприятий по подготовке сотрудников и учащихся к действию в условиях ЧС, которая привязана к конкретным условиям. Реализуются мероприятия по обеспечению устойчивости объекта, по противодействию терроризму, по обеспечению личной безопасности и сохранности имущества ОУ. Для организации работы в этой области функционирует подразделение (служба). Администрация ОУ рассматривает задачу обеспечения БЖД как важную и взаимодействует в этой области с профсоюзным комитетом. В бюджете ОУ на эти цели выделены значительные финансовые ресурсы.

Уровни и уровневые показатели уровень (9-10 баллов ) Проводится мониторинг состояния условий труда и обучения, сформированы и регулируются планы улучшения условий Внедрена экономическая система стимулирования действий по улучшению условий труда и отдыха персонала и учащихся. реализуется программа физкультурно - оздоровительных мероприятий для учащихся и санаторно - курортного лечения сотрудников. Защита от ЧС базируется на технических и организационных мероприятиях, ведется мониторинг обстановки с использованием систем контроля и наблюдения. Реализуется программа повышения устойчивости ОУ к воздействию ЧС. Существуют реальные паны действий должностных лиц, а персонал ознакомлен с конкретными планами и приемами защиты от ЧС. Ведется плановое обучение персонала и учащихся, проводятся учения и тренировки. Налажена система профилактики и пресечения противоправных действий на территории ОУ. Работы координируются подразделением ( службой ), процедуры и действия персонала которых документированы в раках СМК ОУ. Администрация воспринимает эту задачу как первостепенную, что отражено в Программе развития ОУ. Ежегодно выделяются необходимые финансовые и материально - технические ресурсы.

Подкритерий Социальная поддержка учащихся и сотрудников

Уровни и уровневые показатели уровень (1-2 балла ) Мероприятия по развитию социальной поддержки учащихся и сотрудников не планируются. Уровень социальной поддержки минимальный. 2 уровень (3-4 балла ) Отдельные мероприятия по развитию социальной поддержки учащихся и сотрудников включаются в планы работы ОУ и его подразделений. В бюджете ОУ ежегодно предусматриваются средства на материальную и социальную поддержку учащихся и сотрудников. Достаточность уровня социальной поддержки не оценивается и не анализируется. 3 уровень (5-6 баллов) В ОУ разрабатывается система социальной поддержки учащихся и сотрудников. Основные принципы и положения этой системы документированы. Создается служба социальной поддержки учащихся и сотрудников. Результаты работы анализируются и принимаются необходимые корректирующие действия.

Уровни и уровневые показатели уровень (7-8 баллов ) В ОУ разработана и внедряется система социальной поддержки учащихся и сотрудников. Основные принципы и положения этой системы документированы и доступны заинтересованным сторонам. Создана социальная служба поддержки, которая координирует работы в этой области. Система поддержки регулярно анализируется и сравнивается с опытом работы конкурирующих ОУ. 5 уровень (9-10 баллов ) Те же требования, что и к уровню 4, кроме изменений в последнем : Система социальной поддержки регулярно анализируется, сравнивается с опытом работы ведущих ОУ и постоянно совершенствуется.

Оценка руководителей