ПОДГУРСКАЯЛЮБОВЬИВАНОВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Занятие по развитию познавательных способностей
План занятия Организационный момент. Организационный момент. Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти, умения применять правило восприятия информации на слух для дальнейшего запоминания. Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти, умения применять правило восприятия информации на слух для дальнейшего запоминания. Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти, умения применять прием смыслового запоминания. Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти, умения применять прием смыслового запоминания. Физкультминутка. Игра «Посмотри и запомни». Физкультминутка. Игра «Посмотри и запомни». Упражнения на развитие логического и творческого мышления. Задания на установление связей и отношений между предметами, событиями, явлениями. Упражнения на развитие логического и творческого мышления. Задания на установление связей и отношений между предметами, событиями, явлениями. Физкультминутка. Игра «Послушай и запомни». Физкультминутка. Игра «Послушай и запомни». Продолжение. Выполнение задания пятого пункта плана. Продолжение. Выполнение задания пятого пункта плана. Подведение итогов и рекомендации. Подведение итогов и рекомендации.
Цели Развитие внимания, восприятия, памяти, логического мышления, воображения, творческого мышления. Развитие внимания, восприятия, памяти, логического мышления, воображения, творческого мышления. Освоение приемов восприятия и запоминания. Освоение приемов восприятия и запоминания. Формирование умений устанавливать связи между предметами, явлениями, событиями, разъяснение их роли в практической жизни. Формирование умений устанавливать связи между предметами, явлениями, событиями, разъяснение их роли в практической жизни. Воспитание собранности, внимательности, наблюдательности, коммуникативности, находчивости, сообразительности, самостоятельности, ответственности за свои слова и действия. Воспитание собранности, внимательности, наблюдательности, коммуникативности, находчивости, сообразительности, самостоятельности, ответственности за свои слова и действия.
Задачи Организовать доброжелательную творческую обстановку, где ребята могут свободно выражать свои мысли, активно работать. Организовать доброжелательную творческую обстановку, где ребята могут свободно выражать свои мысли, активно работать. Создать ситуацию «успеха», необходимые условия для самостоятельной работы учащихся. Создать ситуацию «успеха», необходимые условия для самостоятельной работы учащихся.
Принципы: здоровьесберегающий, личностно- возвышающий, «педагогического оптимизма» и др. Методы: демонстрация, иллюстрация, рассказ, эвристическая беседа, поисковая деятельность, групповая дискуссия, коллективное творчество и др. Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная (с правилами групповой и коллективной формами работы учащиеся знакомятся заранее). Роль учителя: быть помощником, старшим другом, советчиком и соратником в поисках истины, в овладении способами деятельности. Принципы: здоровьесберегающий, личностно- возвышающий, «педагогического оптимизма» и др. Методы: демонстрация, иллюстрация, рассказ, эвристическая беседа, поисковая деятельность, групповая дискуссия, коллективное творчество и др. Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная (с правилами групповой и коллективной формами работы учащиеся знакомятся заранее). Роль учителя: быть помощником, старшим другом, советчиком и соратником в поисках истины, в овладении способами деятельности.
Как запомнить то, что человек слышит? Как запомнить то, что человек слышит? Для этого необходимо: дать установку на запоминание услышанного, Для этого необходимо: дать установку на запоминание услышанного, повторить услышанное, пытаясь при этом представить сведения в виде образов в своем воображении, повторить услышанное, пытаясь при этом представить сведения в виде образов в своем воображении, выделить опорные пункты воспринимаемой информации выделить опорные пункты воспринимаемой информации
« Злой кабан сидел на ветке. Пароход ходил по клетке. Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки. Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила. Буратино шил себе штаны. Портной все поел блины. Еж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил. Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами. Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре». « Злой кабан сидел на ветке. Пароход ходил по клетке. Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки. Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила. Буратино шил себе штаны. Портной все поел блины. Еж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил. Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами. Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре». Здесь приказывают нам все расставить по местам!». Здесь приказывают нам все расставить по местам!».
«Злой кабан ходил по клетке. Соловей сидел на ветке. Пароход давал гудки.. Дикобраз точил клыки. Кошка хвостик свой ловила. Маша физику учила. Буратино все поел блины. Портной шил себе штаны. Еж гонялся за мышами. Стол накрыт к обеду был. Рак усами шевелил. Чиж летал под облаками. Чайник булькал на костре Мальчик прыгал во дворе». «Злой кабан ходил по клетке. Соловей сидел на ветке. Пароход давал гудки.. Дикобраз точил клыки. Кошка хвостик свой ловила. Маша физику учила. Буратино все поел блины. Портной шил себе штаны. Еж гонялся за мышами. Стол накрыт к обеду был. Рак усами шевелил. Чиж летал под облаками. Чайник булькал на костре Мальчик прыгал во дворе».
Для этого необходимо: дать установку на запоминание увиденного, дать установку на запоминание увиденного, охватить все количество предметов, стараясь их сосчитать, охватить все количество предметов, стараясь их сосчитать, разбить эти предметы на смысловые группы, придумав название каждой из групп (обобщающее слово), разбить эти предметы на смысловые группы, придумав название каждой из групп (обобщающее слово), представить расположения каждой группы предметов в виде каких-либо фигур, представить расположения каждой группы предметов в виде каких-либо фигур, прикинуть, чтобы общее количество предметов во всех группах после подсчета совпало с количеством всех предметов». прикинуть, чтобы общее количество предметов во всех группах после подсчета совпало с количеством всех предметов».
Физкультминутка. Игра «Посмотри и запомни». наличие только двух предложений, наличие только двух предложений, использование всех четырех словосочетаний с неизменными окончаниями, использование всех четырех словосочетаний с неизменными окончаниями, осмысленность, последовательность, связность и плавность сюжета. осмысленность, последовательность, связность и плавность сюжета.
Первое задание. Стая птиц, мальчик с мячом, яркий фонарь, листья на земле. Стая птиц, мальчик с мячом, яркий фонарь, листья на земле.
Какая связь между отрезком и прямой? Какая связь между отрезком и прямой? Какая связь между высоким предметом и низким предметом? Какая связь между высоким предметом и низким предметом? Какая связь между столетием и веком? Какая связь между столетием и веком? Какая связь между креслом и мебелью? Какая связь между креслом и мебелью? Какая связь между жаждой и жарой? Какая связь между жаждой и жарой? Какая связь между весной и зимой? Какая связь между весной и зимой?
отрезок является частью прямой, отрезок является частью прямой, высокий предмет и низкий предмет имеют противоположный смысл, высокий предмет и низкий предмет имеют противоположный смысл, столетие и век одинаковые по смыслу, столетие и век одинаковые по смыслу, кресло – предмет мебели, разновидность мебели, кресло – предмет мебели, разновидность мебели, жажда появляется в результате пребывания на жаре, жажда появляется в результате пребывания на жаре, весна следует за зимой. весна следует за зимой.
часть – целое; противоположность; вид – вид; вид – род; причина – следствие; последовательность. часть – целое; противоположность; вид – вид; вид – род; причина – следствие; последовательность.
Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ? Роза – цветок, шкаф - ? Слагаемое – сумма, множитель - ? Горе – слезы, жара - ? Век – столетие, пища - ? Глаз – зрение, ухо - ? Север – юг, осадки - ? Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ? Роза – цветок, шкаф - ? Слагаемое – сумма, множитель - ? Горе – слезы, жара - ? Век – столетие, пища - ? Глаз – зрение, ухо - ? Север – юг, осадки - ?