ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО МОУ СОШ 5 г. Вольска Зам. Директора по УВР Жаковщикова Ю. П.
Одна из важнейших задач общего образования - достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем. Овладение исследовательскими умениями и навыками относится к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников
Внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся в ОУ по ФГОС происходит на законных основаниях : В структуре основной образовательной программы Программа исследовательской и проектной деятельности ( стр.34), которая ( стр.49) « должна быть направлена на овладение обучающимися совокупностью учебно - познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий »
Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы : - готовность учащегося к исследовательской деятельности, - реальная мотивирующая к деятельности проблема, - четко составленная программа исследовательской деятельности для решения сформулированных задач
Основные направления инициативы « Наша новая школа » 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
Практика проведения со школьниками учебных исследований рассматривается как особое направление внеурочной деятельности, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательских умений, познавательной активности детей.
Учебная исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Под новыми знаниями нужно понимать самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Структура деятельности учителя и ученика при работе над проектом ( исследованием ) УченикУчитель - Определяет цель деятельности - Открывает новые знания -Экспериментирует - Выбирает пути решения - Активен - Субъект обучения - Несёт ответственность за свою деятельность - Помогает определять … - Рекомендует источники информации -Раскрывает возможные формы работы -Содействует прогнозированию результатов -Создаёт условия для активности школьника -Партнёр ученика -Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Научное общество учащихся – форма реализации ученической исследовательской деятельности в школе диагностика одаренности детей и подростков ; раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно - поисковой деятельности ; знакомство с методами научных исследований содействие эффективности профориентации кпроф отбору выпускников школы ; воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры
Жюри конференции В дни проведения конференции работают экспертные комиссии, в состав которых входят опытные педагоги ОУ
Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. В. П. Вахтеров
Использование учителями школы методов научного познания : ( из опыта работы ) Мокеева П.Е., учитель нач. школы, освоила методику работы над исследовательским проектом и на протяжении нескольких лет активно использует его в работе с детьми. Юдина В.В., учитель музыки, также использует на своих уроках и во внеурочной деятельности исследовательский метод. Учит детей анализировать, делать собственные умозаключения. Учащиеся занимают призовые места на муниципальном, региональном уровне. Алпатова Н.А., учитель физики и информатики, ежегодно готовит своих учеников для участия исследовательских конкурсах по физике. Сагайдак О.В., учитель истории, развивает в учащихся умение анализировать, сопоставлять факты и делать выводы. Её ученики ежегодно участвуют в конкурсах творческих работ, показывая хорошие знания по истории. Матвеева В.М., педагог- психолог, абсолютно убеждена, что исследовательской работой может заниматься каждый ученик.
Сведения об участии обучающихся в конкурсах, фестивалях, научных конференциях, интеллектуальных марафонах НаименованиеУровеньДостижение Учебно-исследовательская конференция «Шаг в науку» Межмуниципальный 3 место Общероссийский конкурс «Патриоты России» Всероссийский2 место Философский мега проект «Науки юноши питают» Всероссийский1 место Фестиваль – конкурс исследовательских работ «Свой путь к открытиям» Региональный 3 место Конкурс проектов по музыке и ИЗО Муниципальный3 место Проект « Интеллект-экспресс» «Тайны русского языка» Всероссийский1 место Общероссийский конкурс проектов « История – учительница жизни» Общероссийский 1 место