Монополия - 4 Иллюстрация разницы между дискриминацией I и II типов Методы ценовой дискриминации: двухчастный тариф и продажи комплектами
Ценовая дискриминация II типа: краткое напоминание Цена каждой единицы товара зависит от количества продаваемого товара – но не зависит от того, кто покупает эту партию товара. Эти схемы дискриминации создаются фирмами в условиях асимметричной информации – когда покупатели обладают разной готовностью платить, и фирма не знает готовность платить конкретного покупателя. В разделяющем равновесии фирма создает такие условия продаж, чтобы происходил самоотбор - покупатели с определенным уровнем WTP своим собственным поведением выделяли себя на фоне остальных. При успешной дискриминации II типа, с общественной точки зрения, благо в целом недопроизводится; причем потребители с высокой готовностью платить («богатые») находятся в лучшем положении, чем «бедные».
То есть, в разделяющем равновесии: - покупатели с низкой WTP будут получать нулевую полезность от покупки «своего» набора (и отрицательную – от покупки «чужого»), - покупатели с высокой WTP будут получать положительную полезность от покупки «своего» набора (и такую же полезность от покупки «чужого») V L (x L ) = p L (1) V H (x H ) > p H (2) V L (x L ) – p L > V L (x H ) – p H (3) V H (x H ) – p H = V H (x L ) – p L (4) Условия участия и условия самоотбора в разделяющем равновесии с 2 типами покупателей На прошлой лекции мы рассмотрели классический пример, когда монополия продает товар потребителям двух типов - с высокой (H) и низкой (L) готовностью платить.* * В нашем примере они обозначались несколько иначе - как B и T («бизнесмены» и «туристы»). Было доказано, что:
Ценовая дискриминация II типа: пример анализа с помощью кривых спроса Рассмотрим монополию, производящую товар по технологии без постоянных издержек, и с постоянными предельными издержками MC = c. Допустим, имеется два типа покупателей - i = l, h, с квазилинейными предпочтениями. При совершенной дискриминации, фирма хотела бы предложить покупателю типа H набор x H по цене p H, покупателю типа L – набор x L по цене p L, причем V L (x L ) = p L и V H (x H ) = p H При этом, фирма полностью изымала бы потребительский излишек в свою пользу. Изобразим эту ситуацию графически:
Если бы дискриминация I типа была возможна, фирма предлагала бы покупателю типа L набор x* l по цене AB, а покупателю типа H - набор x* h по цене ABCDEF. Однако, если имеет место асимметрия информации (потребители могут скрыть свой тип от продавца), покупатели типа H предпочтут купить x* l по цене AB – и получить излишек C! (прибыль фирмы = 2(AB-cx* l ) Чтобы предотвратить это, можно продавать набор x* H по цене ABDEF – тогда покупателю типа H будет все равно, что покупать. Но прибыль это не увеличит! А между тем, увеличить ее вполне возможно…
Дискриминация II типа – иллюстрация идеи Понизив x* l на небольшую величину Δx l, прибыль монополиста от сделки с потребителем типа L сократится на величину площади треугольника (2). При этом, в первом приближении прибыль от сделки потребителем типа H увеличится на величину площади серого криволинейного параллелограмма (1)! Ясно, что максимизирующая прибыль фирма продолжит сокращать x*l до тех пор, пока площади фигур (1) и (2) не будут равны.
Дискриминация II типа – иллюстрация равновесия Рано или поздно, снижение прибыли от сделок с потребителем типа L окажется равно приросту прибыли от сделки с потребителем типа H. На этой илюстрации очень наглядно видно, что в равновесии при успешной дискриминации 2 типа покупателям с высокой WTP продается Парето-оптимальное количество блага, а количество, продаваемое покупателям с низкой WTP, существенно ниже Парето-оптимального! Сравните этот график с иллюстрацией поведения монополии в случае совершенной дискриминации!
Продажа товаров комплектами: предпосылки: предельные издержки производства пренебрежимо малы (в случае с ПО, это вполне реалистичная предпосылка!) готовность платить за набор из текстового редактора и электронной таблицы равна сумме готовностей платить за эти программы по отдельности Таким образом, фирма фактически максимизирует выручку от продаж.
Методы дискриминации: продажа товаров комплектами ПРИМЕР – продажа программного обеспечения комплектами. - фирма выпускает две программы: текстовый редактор и электронную таблицу - N потребителей, которые поровну делятся на 2 типа: А и B Их готовность платить за ПО описывается следующей таблицей: Тип потребителяТекстовый редакторЭлектронная таблица А$100$120 B $100 Если фирма продает программы по отдельности, оптимальной стратегией будет назначить цены в $100 за каждую программу, и выручить $400*N. Но если продавать программы комплектами «редактор + таблица», за каждый комплект можно назначить цену в $220, и выручить $440*N, что явно выгоднее!
Двухчастный тариф Этот метод ценовой дискриминации является одним из наиболее популярных. Его суть состоит в том, что после того как покупатель заплатит определенную сумму А за доступ на рынок, он получает право покупать любое количество товара (X) по линейной цене p за единицу. Таким образом, при двухчастном тарифе расходы потребителя на товар задаются формулой: A + px