Р Е Б Е Н О К Сверстники Родители Педагоги «Я ученик»
Новый классный руководитель, Очень много разных учителей (и их надо запомнить) Непривычное расписание (новый режим) Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы) Новые дети в классе (или я сам в новом классе) В средней школе мы – самые маленькие, а в начальной были уже большими Проблемы со старшеклассниками возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать c ней
Адаптация естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении человека к новой среде, деятельности, контактам, социальным ролям Этот период продолжается в среднем от дней до 1-3 месяцев
Этапы Ознакомление - ориентировачный; - бурная реакция организма; - напряжение всех систем организма; - повышение уровня тревожности; - длится 2-3 недели Приспособление неустойчивый; организм ищет оптимальные варианты реакций на воздействие снижение затрат; затихает бурная реакция Ассимиляция и аккомодация - относительно устойчивое приспособление; - организм находит оптимальные варианты реакций на воздействие
Формы Легкая Быстро вливаются в коллектив; Почти всегда хорошее настроение, Доброжелательны; Без видимого напряжения выпол- няют требования; К концу октября освоение с новым статусом, требованиями, режимом Средняя Более длительный период несоответ- ствия поведения требованиям школы; Трудности в усвоение программы; К концу первого полугодия реакции становятся адекватными школьным требования Тяжелая Не усваивают учебную программу; Негативные формы поведения; Проявление отрицательных эмоций; Отсутствие контакта с педагогами и одноклассниками;
Уровни Высокий: - - положительно относится к школе, - требования воспринимает адекватно; - учебный материал усваивает легко, выполняет поручения без внешнего контроля; занимает благоприятное статусное положение в классе. Средний: посещение школы не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, усваивает программы; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; - дружит со многими ребятами в классе. Низкий: - - относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; учебный материал усваивает фрагментарно, к урокам готовится нерегулярно; нарушает дисциплину; - требует постоянного контроля и помощи; близких друзей в классе не имеет, знает лишь часть одноклассников.
Факторы адаптации личностные (внутренние) обусловленные процессом обучения (внешние) Адаптация – двусторонний процесс между личностью и средой, в которую она включается. Факторы адаптации существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к более успешной адаптации.
1. Личностные (внутренние) факторы: умение контактировать с другими людьми (навыки общения, оптимальная позиция в отношениях с окружающими); удовлетворенность в общении с взрослыми, эмоциональный контакт с педагогом; дисциплинированность; тревожность; работоспособность; хороший уровень развития познавательных процессов; самооценка и уровень притязаний; благоприятный статус среди сверстников; школьная мотивация.
2. Факторы, обусловленные процессом обучения (внешние): единство педагогических требований к оценке учебного труда учащихся, результатов личностного роста; скоординированная деятельность педколлектива по формированию знаний и умений, по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих региональную направленность; благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе; система дифференцированной и индивидуальной работы с детьми по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации, предполагает взаимосвязанную деятельность учителей-предметников, классных руководителей, психолога и родителей; благоприятный социальный статус семьи.
Основные критерии психологического здоровья Наличие у ребенка позитивного образа «Я», то есть позитивного самоощущения, а также в целом позитивного окружающего мира; Высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов; Стремление улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий; Сформированность соответствующих возрасту новообразований; Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА должна обладать следующими качествами: Побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения; Побуждать ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности – учебе, общении, и т.д.; Создавать условия для развития возрастных новообразований; Соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащимся с тем, чтобы они имели возможность успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей, и как следствие уверенность в себе. Обеспечивать ребенку чувство любви и принятия окружающими с тем, чтобы способствовать его позитивному самоощущению, давать ему возможность проявлять такие же чувства к другим;