Технология развития критического мышления. Психологические основы технологии МЫШЛЕНИЕ - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ.
Advertisements

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
С. Пейперт (род в Южной Африке, американский математик, программист, психолог и педагог,
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Технологии развития критического мышления. Презентацию подготовила Спирина Надежда Васильевна Учитель1 кв.категории МКОУ Байкаловской средней общеобразовательной.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Негосударственное образовательное некоммерческое партнерство «Центр социальных инноваций «Карьера»» ОБУЧАЮЩИЕ СЕМИНАРЫ к профилактической антинаркотической.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Шарандина Валентина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 53» ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Технология формирования критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла О.Н.Шилова, каф.ЭКСО РГПУ им.А.И.Герцена.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления

Психологические основы технологии МЫШЛЕНИЕ - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами МЫШЛЕНИЕ - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами

Качественные характеристики мышления ШИРОТА ШИРОТА ГЛУБИНА ГЛУБИНА БЫСТРОТА БЫСТРОТА КРИТИЧНОСТЬ КРИТИЧНОСТЬ

Критическое мышление Процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний... оно включает в себя установку + владение фактами + ряд навыков мышления (Рассел) Процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний... оно включает в себя установку + владение фактами + ряд навыков мышления (Рассел) Направленное мышление. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Халперн) Направленное мышление. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Халперн) Мышление оценочное, рефлексивное, это мышление, не принимающие догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт (С.И. Заир-Бек) Мышление оценочное, рефлексивное, это мышление, не принимающие догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт (С.И. Заир-Бек)

Качества, способствующие развитию критического мышления Готовность к планированию Гибкость Настойчивость Готовность исправлять свои ошибки Осознание Поиск компромиссных решений

Препятствуют мышлению: Косность и стереотипность Косность и стереотипность Страх ошибки, боязнь критики Страх ошибки, боязнь критики Психическая и мышечная напряженность Психическая и мышечная напряженность

Технологические этапы I фаза Вызов II фаза Реализация смысла III фаза Рефлексия Пробуждение имеющихся знаний Пробуждение имеющихся знаний Побуждение к получению новой информации Побуждение к получению новой информации Получение новой информации Осмысление, рождение нового знания

Фаза вызова

Деятельность учащихся Учащиеся могут свободно, не боясь ошибиться, высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы Учащиеся могут свободно, не боясь ошибиться, высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы

Роль учителя Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они знают по теме Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они знают по теме Способствовать бесконфликтному обмену мнениями Способствовать бесконфликтному обмену мнениями Фиксировать и систематизировать информацию [важно не критиковать] Фиксировать и систематизировать информацию [важно не критиковать]

Функции фазы вызова Мотивационная Мотивационная Информационная Информационная Коммуникационная Коммуникационная

Способы активизации мышления МОЗГОВАЯ АТАКА Новизна рассматриваемой проблемы Новизна рассматриваемой проблемы Запрет критики Запрет критики Состояние психического и мышечного комфорта Состояние психического и мышечного комфорта Фиксирование идей без указания авторства Фиксирование идей без указания авторства

Фаза реализации смысла

Деятельность учащихся Учащиеся принимают новую информацию Учащиеся принимают новую информацию Пытаются сопоставить эту информацию с имеющимися знаниями и опытом Пытаются сопоставить эту информацию с имеющимися знаниями и опытом Акцентируют внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы Акцентируют внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы Обращают внимание на неясности, пытаясь ставить новые вопросы Обращают внимание на неясности, пытаясь ставить новые вопросы Выделяют наиболее или наименее интересные аспекты темы Выделяют наиболее или наименее интересные аспекты темы Готовятся к анализу и обсуждению услышанного и прочитанного Готовятся к анализу и обсуждению услышанного и прочитанного

Роль учителя Может быть непосредственным источником информации Может быть непосредственным источником информации Отслеживает степень активности и внимательности при чтении Отслеживает степень активности и внимательности при чтении Предлагает различные приемы для вдумчивого чтения, размышления о прочитанном Предлагает различные приемы для вдумчивого чтения, размышления о прочитанном

Функции фазы реализации смысла Информационная Информационная Систематизационная Систематизационная

Способы активизации мышления МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (кластер) Народное собрание Стратег Управление Войско Связи ЗаконыКазна Мир и война Участники Мужчины От 20 лет Граждане

Способы активизации мышления МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (иерархия) Общество Общество ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ

Способы активизации мышления МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (сводная таблица) «Северное общество» Линии сравнения «Южное общество» «Конституция» Н. Муравьев Ограниченная монархия ПрограммаАвтор Форма правления «Русская правда» П. Пестель Республика

Способы активизации мышления МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (блок-схема) СОЮЗ СПАСЕНИЯ 1816 СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ 1818 СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Стратегия ИДЕАЛ И – идентифицируйте проблемы И – идентифицируйте проблемы Д – доберитесь до ее сути Д – доберитесь до ее сути Е – есть вариант решения Е – есть вариант решения А – а теперь за работу А – а теперь за работу Л – логические выводы Л – логические выводы

Фаза рефлексии

Механизм рефлексии в режиме технологии критического мышления ФАЗА ВЫЗОВА Актуализация имеющихся знаний Актуализация имеющихся знаний Выявление затруднений и пробелов в знаниях Выявление затруднений и пробелов в знаниях Формулировка вопросов Формулировка вопросов

Механизм рефлексии в режиме технологии критического мышления ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями Поиск ответов на поставленные ранее вопросы Поиск ответов на поставленные ранее вопросы Выявление затруднений, противоречий Выявление затруднений, противоречий Корректировка целей Корректировка целей

Механизм рефлексии в режиме технологии критического мышления ФАЗА РЕФЛЕКСИИ Суммирование и систематизация новой информации Суммирование и систематизация новой информации Оценка новой информации Оценка новой информации Ответы на поставленные вопросы Ответы на поставленные вопросы Формулировка новых вопросов Формулировка новых вопросов Постановка новых целей учебной деятельности Постановка новых целей учебной деятельности

Деятельность учащихся Систематизация новой информации в соответствии с категориями знаний на основании имеющихся представлений Систематизация новой информации в соответствии с категориями знаний на основании имеющихся представлений Сочетание индивидуальной и групповой работы Сочетание индивидуальной и групповой работы Сочетание письменной и устной работы Сочетание письменной и устной работы

Роль учителя Стимулирование рефлексии путем постановки вопросов, организации диалога Стимулирование рефлексии путем постановки вопросов, организации диалога Высказывание собственных субъективных суждений по поводу происходящего на занятии Высказывание собственных субъективных суждений по поводу происходящего на занятии Диагностика Диагностика

Функции рефлексии Коммуникационная Коммуникационная Информационная Информационная Мотивационная Мотивационная Оценочная Оценочная

Метод контрольных вопросов (Классификация вопросов Б. Блума) Простые вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы Уточняющие вопросы Вопросы – интерпретации Вопросы – интерпретации Оценивающие вопросы Оценивающие вопросы Творческие вопросы Творческие вопросы Практические вопросы Практические вопросы

Метод решения творческих задач (перекрестная дискуссия) Аргументы «За» Вопросы для дискуссии Аргументы «Против» Указ о престолонаслед ии ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I