УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ МОУ СОШ «СОЛНЕЧНАЯ» Сорочкина Маина Яковлевна Анализ работ по информатике за уч.год Солнечногорск, 2009
Информатика - революция в образовании ЕГЭ по информатике-2010 требует знания не только языков Бейсик и Паскаль, но знания технологий программирования. Технология программирования - это технологии разработки программ для ЭВМ, которые будут использоваться людьми для решения различных задач на ЭВМ. В вузах РФ и других стран технологии программирования обычно изучаются на 3-4 курсах, в лучших случаях на 2 курсе на компьютерных специальностях. ЕГЭ-2010 по информатике требует знакомства с технологиями и языками программирования от поступающих в вузы РФ. 50 тысяч выпускников школ в 2009г. успешно сдали ЕГЭ по информатике и продемонстрировали знания алгоритмизации и языков Бейсик и Паскаль. Знания технологий программирования означают, что все эти 50 тысяч выпускников являются начинающими профессионалами в программировании. Такого нет и не было ни в одной стране мира. не случайно наши российские студенты уже десять лет являются чемпионами мира по программированию. Это - конкурентное преимущество страны
Проверка знаний и умений В задания ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации. На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как: единицы измерения информации; принципы кодирования; системы счисления; моделирование; понятие алгоритма, его свойств, способов записи; основные алгоритмические конструкции; основные элементы программирования; основные элементы математической логики; основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования; создавать и преобразовывать логические выражения; формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему; оценивать результат работы известного программного обеспечения; формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения: решать логические задачи; анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием; реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.
А1 (базовый уровень, время – 1 мин) Тема: Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные кодировки кириллицы. Что нужно знать: все символы кодируются одинаковым числом бит (алфавитный подход) чаще всего используют кодировки, в которых на символ отводится 8 бит (8-битные) или 16 бит (16-битные) при измерении количества информации принимается, что в одном байте 8 бит, а в одном килобайте (1 кбайт) – 1024 байта, в мегабайте (1Мбайт) – 1024 кбайта после знака препинания внутри (не в конце!) текста ставится пробел чтобы найти информационный объем текста I, нужно умножить количество символов N на число бит на символ K: I = N * K две строчки текста не могут занимать 100 кбайт в памяти В самом деле, есть кодировки с переменным количеством бит на символ, например, кодировка UTF-8, но они не изучаются в школе.UTF-8 Чаще всего килобайт обозначают «Кб», а мегабайт – «Мб», но в демо-тестах ЕГЭ разработчики привели именно такие обозначения.
Возможные ловушки: указано правильное число, но другие единицы измерения (объем текста 19 байт, а один из неверных ответов – 19 бит) расчет на то, что «забудут» пробел, в этом случае получается 18*8 = 144 бита (ответ 2, неверный) в 16-битной кодировке объем текста – 38 байт, а один из неверных ответов – 38 бит.
Использованные источники Для анализа использованы материалы сайтов и особенно полезен оказался последний, где К. Поляков сделал подробный анализ одного из вариантов экзамена 2009, там же приведены решения варианта, даны дополнительные упражнения по темам, указывается, что нужно знать для решения каждого задания, возможные ловушки и проблемы, за что снимают баллы и другая полезная информация, которая может быть полезна и учителю, и ученику при подготовке к экзамену