Предпрофильная подготовка учащихся МОУ «1-Бенжерепская средняя общеобразовательная школа» Никандрова Ольга Витальевна, учитель технологии
Задачи: Выявление интересов, склонностей и способностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентирование на выбор профиля; Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных и социальных ценностях; Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Документы: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. /Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001г р/ Концепция профильного обучения на старшей ступени образования /Утверждена приказом Министерства образования РФ 2783 от г./ Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на учебный год / Письмо Министерства образования РФ ин/13-03 от г./ Приказы «Об организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении» Положения о предпрофильной подготовке учащихся
Направления в работе: Аналитико-диагностическое Просветительское Консультативное
Аналитико- диагности ческое направле ние Изучение индивидуальных особенностей личности учащихся Выявление профильных и профессиональных интересов Осуществления индивидуального подхода Мониторинг профессионального самоопределения учащихся
Кто Я? Какой Я? Каким Я стану? Как Я живу? С кем Я?
Самопознание: изучение собственных психологических и личностных качеств с использованием психологического инструментария; самооценка учащегося, которая формируется путем сравнения себя с другими людьми и сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности; рассмотрение самопознания в связи с процессом самовоспитания.
Просветительское направление составление профессиограммы краткого описания профессий работа со справочной литературой; работа с информационно-поисковыми системами познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; систематические профориентационные занятия;
встречи учащихся со специалистами по различным профессиям; учебные фильмы и видеофильмы использование средств массовой информации
ФОРМЫ ИКТ деловые и ролевые игры проблемные лекции тренинги интерактивная доска мультимедиа компьютерные тесты обучающие программы ресурсы сети Интернет
Консультативное направление: индивидуальное, в диалоговом режиме в режиме группового обсуждения
Ты согласен или нет? профессия выбирается раз и навсегда; выбор профессии зависит от толщины кошелька; нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим; профессия предназначена человеку от рождения; по названию вуза можно судить о том, кого он готовит; профессию следует выбирать, уже став взрослым; чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз; если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна; психолог – не помощник в выборе профессии.
Заблуждения?! Ты справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию. 7 и больше 7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: Почему мне так трудно взять ответственность на себя? Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.
Рекомендации по выбору профессии 1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему. 2. Изучайте профессию и все, что с ней связано. Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии. 3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать. 4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями. 5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки. 6. Имейте резервный вариант на случай неудачи. 7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей. 8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.
На пути к профессии Определился - зеленый Сомневаешься - желтый Не определился с выбором - красный
МЫ ВЫБИРАЕМ Человек- ПРИРОДА 13% Человек- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 13% Человек- ТЕХНИКА 10% Человек- ЧЕЛОВЕК 28% Человек- ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА 36%
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНА 50% НЕ ОПРЕДЕЛЕНА 20% ЧАСТИЧНО ОПРЕДЕЛЕНА 30% НО СТЕПЕНЬ УВЛЕЧЕННОСТИ ВЫБРАННОЙ СФЕРОЙ Поверх. Увлечение 20% Глубокая Заинтересованность 45% Углубленный интерес 35%
Информационная работа классные собрания психолого- педагогическое тестирование собеседования классные часы Родители и учащиеся
Результаты работы по предпрофилю:
Правила работы Доверительный стиль общения; Искренность в общении; Активное участие в происходящем; Уважение к говорящему.
Человек счастлив тогда, когда он утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой.