Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
Цели и задачи изучения русского языка Воспитание уважения к русскому языку Освоение знаний об устройстве языковой системы Овладение русским языком как средством общения (акцент на общеучебных умениях и универсальных учебных действиях) Овладение культурой устной и письменной речи
Компетентностный подход к изучению русского языка (достижение метапредметных и предметных целей обучения) компетенции Коммуникативная (функционирование языка) -умелое и правильное пользование речью (слов. запас, грам. строй, стили, нормы) -различные виды устной и письменной речи -ориентировка в тексте Языковая (знание системы языка) -систематизация языковых знаний (по разделам и между ними) -развитие чувства языка -формирование орфографической и пунктуационной грамотности Лингвистическая (формирование мировоззрения) -история РЯ -выдающиеся ученые-лингвисты -культурологический потенциал
Условия формирования функциональной грамотности. Функциональная грамотность – способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать Коммуникативно-деятельностная направленность курса русского языка Нацеленность на метапредметные результаты обучения
Чтобы научиться самим решать проблемы, их надо решать постоянно. Ученики сами открывают знания – проблемно-диалогическая технология Создание проблемной ситуации Формулировка проблемы (цели) урока и составление плана Высказывание версий ответа Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы Решение проблемы Поиск решения и его формулировка Проверка решения с помощью учебника Первичное закрепление Самостоятельное применение знаний Итог урока Учитель – «ПОМОЩНИК» Этап постановки проблемы и актуализации знаний Этап совместного открытия знаний Этап самостоятельного применения знаний Итог урока
Примеры заданий на уроках русского языка Назовите признаки имени числительного. Задания в учебниках «Школы 2100» Традиционные задания Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы… Назовите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Докажите, что числительное относится к классу имен. На основании названия темы и ключевых слов предположите, какие вопросы будут рассмот- рены на уроке. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Взаимосвязь и интегрирование содержательных линий в учебном процессе. Содержательные линии обеспечивают формирование указанных компетенций Они неразрывно связаны и интегрированы
Личностные результаты освоения программы по русскому языку. Понимание русского языка как национально-культурной ценности Осознание эстетической ценности русского языка Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
Метапредметные результаты освоения программы по русскому языку. Владение всеми видами речевой деятельности Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми
Предметные результаты освоения программы по русскому языку. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЯХ ЯЗЫКА И ЕГО РОЛИ УСВОЕНИЕ ОСНОВ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОСВОЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ ЛИНГВИСТИКИ, СТИЛИСТИКИ, ФРАЗЕОЛОГИИ И ДР. ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НОРМАМИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АНАЛИЗА СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОСОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Вывод: Отличительной особенностью ФГОС по русскому языку является формирование «новой грамотности» как сочетания осваиваемых детьми лингвистических, коммуникативных навыков, овладение русским языком как средством общения, воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного языка.
Литература Вся литература из списка доступна на сайте и Учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения) Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы - М.: Просвещение, Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения)
Сайт школы S 2.Kuyby.edy54.ru