Одарённость детей: реалии, проблемы, перспективы. Закрытый талант не становится кладом! Валерий Афонченко
Тезис президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию: «Основной ресурс прогрессивного развития – интеллектуальная энергия, творческая сила конкретных людей», – определяет стратегическое значение возрождения российского образования. Для формирования профессиональной элиты страны необходимо обеспечить возможность получения современного качественного образования представителям всех социальных слоев населения. Только в этом случае образование будет в полной мере выполнять функцию «социального лифта», а экономика и управление получат высококвалифицированные кадры.
Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения.
Проблемные моменты, требующие пристального внимания: 1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся. 2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения. 3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. 4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей. 5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
6. Отсутствует курсовая подготовка учителей, работающих с одарёнными детьми. Нижегородский институт образования не организует таких специфических курсов. 7. Низкий уровень финансовой поддержки учителей- предметников, занимающихся с данной категорией детей. 8. Слабая материально-техническая база. Для успешной работы с одарёнными детьми необходимо создание условий обучения одарённых детей, методической системы работы с одарёнными детьми, библиотечного фонда, создание информационной базы, финансовое поощрение педагогов, работающих с одарёнными детьми, оказание методической и практической помощи родителям способных и одарённых детей.
Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Одарённые дети должны обучаться вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создать условия для выявления и максимально возможного развития всех учащихся. Появится возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.
Способствуют выявлению и развитию одарённых детей различные конкурсы, игры, поездки, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, симпозиумы для школьников, участие в самых различных предметных олимпиадах, конкурсах.
Изучение деятельности известных музыкантов, математиков, изобретателей при всей спорности вопроса о том, кто из них является гением, а кто нет, определенно опровергло убеждение, что «гений себя всегда проявит». Ученые пришли к выводу, что никто из них не смог бы достичь выдающихся успехов самостоятельно без активной помощи и поддержки семьи и Учителя.