Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Применение деятельностного подхода на уроках исторического краеведения Выполнила Малышева Наталия Сергеевна, учитель истории МОУ Октябрьской СОШ 2009
Актуальность работы Ориентирована на запросы современного общества; создает условия для решения проблемы усвоения знаний; предлагает варианты использования разнообразных видов учебной деятельности на уроках исторического краеведения; содержит в качестве приложения авторскую разработку УМК по предмету «Историческое краеведение».
Цель методической разработки показать возможности реализации деятельностного подхода в практике учителя исторического краеведения
Значимость методической разработки помощь учителям истории и исторического краеведения в проведении учебных занятий; в проведении внеклассных мероприятий; в системе воспитательной работы школы.
УМК по курсу исторического краеведения А.М.Селиванов. История Ярославского края. - г.Ярославль, 2000г. Рабочая программа по предмету «Историческое краеведение». Рабочая тетрадь (авторская) по курсу исторического краеведения с древнейших времен до конца XIX века. Комплект картографических материалов по курсу исторического краеведения. Методические рекомендации для учителя исторического краеведения.
Основоположники деятельностного подхода Джордж Дьюи (США) - прагматический подход в обучении школьников; научная школа Выготского Л.С. «Теория деятельности»; Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. «Технология поэтапного формирования умственных действий».
Деятельностный подход своего рода философия образования, методологический базис, на котором можно построить любую технологию
Принципы деятельностного подхода на уроке Обучающийся - активный участник урока. Обязательная смена видов деятельности на уроке, осуществление возможности выбора заданий обучающимися. Самостоятельная постановка и решение поставленных задач. Результат деятельности обучающихся на каждом уроке. Самостоятельное оценивание собственной деятельности.
Деятельностный подход в практике учителя исторического краеведения Технологии: Проблемного обучения. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Технология поэтапного формирования умственных действий. Технология самосовершенствования личности. Метод проектов. Виды деятельности: «Мозговой штурм». Составление алгоритмов, схем, таблиц, кластеров. Решение проблемных задач и заданий. Работа с деформированным текстом. Создание логических цепочек. Создание проектов
Различия уроков с применением ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИКДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 1. Передача новому поколению знаний и опыта. 1. Индивидуальное развитие детей. 2. Ориентация на объем материала. 2. Ориентация в преподавании на структуру материала. 3. Цель обучения: приобретение знаний. 3. Цель обучения – саморазвитие и самосовершенствование. 4. Обучение на основе устоявшихся знаний. 4. Обучение на основе критического и логического осмысления конкретных ситуаций. 5. Использование методов воспроизведения. 5. Открытие новых знаний и способов продуктивной деятельности. 6. Знания – в отрыве от проблем. 6. Ориентация на решение конкретных проблем. 7. Обучающиеся принимают цели в готовом виде. 7. Постановка собственных целей и выбор способов их достижения. 8. Обучающиеся стремятся по возможности избежать контроля. 8. Стремление к объективному и своевременному контролю.
Результативность обучения по предмету историческое краеведение
Умения и навыки, которые развивает деятельностный подход понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира и России; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
Ожидаемые результаты чередование разнообразных видов деятельности на уроке; совершенствование у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний; повышение интереса к предмету; высокая накопляемость положительных оценок; 100 % успеваемость, повышение качества знаний по предмету.