Рефлексивное осмысление результатов урока Педагогический совет «Новый смысл урока»
Традиционная школа Новая адаптивная школа Заключительный этапЭтап рефлексии УчительУченикУчительУченик Не уделяет внимание рефлексии Не анализирует собственную мыслительную деятельность Использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности
Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Р. Декард Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем. Овидий
Словарь иностранных слов Размышление, самообладание, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.
Толковый словарь русского языка Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.
Социальная психология Осознание индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению.
Современная педагогическая наука Самоанализ деятельности и её результатов.
Условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил её; Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке ( найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т. д.); Осознание способов деятельности; Время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается и учителем, и учеником, а затем соединяется; Определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем; Проектирование дальнейших планов и программ каждым в отдельности и совместных; Осмысление в целом проделанной на уроке работы, самоанализ, самооценка.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕФЛЕКСИИ Индивидуальная форма Групповая форма Фронтальная форма Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия содержания Рефлексия деятельности