Создание собственного текста Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения (Задание С)
Результаты международного тестирования (PISA) 2000, 2003, 2006 год 2000 г лет – (9-10 класс) лет (3-4 классы) – окончание начальной школы - 15 место 2003 г лет – (9-10 класс) лет – (3-4 классы)- окончание начальной школы – 32 место 2006 г – лет - 37 место
Проблема (или вопрос) 1- абзац. Автор текста затрагивает/поднимает актуальную проблему + сущ. в Род.п. (милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому), одиночества, предательства, цели и смысла жизни, роли (книг, природы, музыки) в жизни человека.). Описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме.
Комментарий. 2-й абзац. Комментарий – ход авторских рассуждений. Кому адресован текст ( узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста. Оценить актуальность данной проблемы. Как автор подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст.
Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя? С каким настроением пишет автор (грустная ирония, печаль, радость, сожаление). Указать, в чем это проявляется (конкретные слова, детали).
Авторская позиция. 3-й абзац. В публицистическом тексте позиция автора обозначена прямо, ее легко обнаружить. В художественном тексте позиция автора может быть не заявлена. «Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что… так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…»
Собственное мнение. 4-й абзац. Не должно быть: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…). Аргументы должны что-то доказывать. Можно использовать: «Я согласен /не согласен с автором, потому что… и считаю…».
Структура сочинения. 1. Вступление (может и не быть). 2. Проблема, над которой размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция. 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение).
Минимум – 4 абзаца. Переход от одного абзаца к другому. Если проблема обозначена в форме вопроса, то позиция автора должна прозвучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + сущ. в род. п.», то это должно прозвучать в обозначении авторской позиции. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные, автор может поднимать несколько проблем, важно говорить только об одной!