Организация коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушениями зрения в условиях детского сада компенсирующего вида
Особенности детей раннего возраста с косоглазием и амблиопией Снижение остроты зрения Ограничение поля зрения со стороны глаза с окклюзией Нарушение прослеживающей функции глаза Бедный сенсорный опыт Меньшая подвижность, нечеткость координации движений, снижение их быстроты, ловкости, ритмичности, точности. Чаще подвержены простудным заболеваниям, показатели физического развития на 5–14 % ниже, чем у нормально видящих сверстников.
Создание условий для успешной адаптации к ДОУ Пребывание в группе и посещение ортоптического кабинета совместно с родителями Выбор окклюзии по желанию ребенка (цвет, рисунок) Использование игрушки для демонстрации ношения очков и окклюзии
Диагнозы воспитанников Косоглазие (сходящееся и расходящееся) Амблиопия Дальнозоркость Астигматизм
Предаппаратная подготовка воспитанников Знакомство с лечебными аппаратами, ортоптическим кабинетом Дидактические игры и упражнения на ознакомление с картинками таблицы Орловой Дидактические игры и упражнения на ориентировку (лево, право, верх, низ)
Предметно-развивающая среда группы раннего возраста
Требования к подбору наглядности для работы с детьми раннего возраста при остроте зрения до 0,3 рекомендуется предъявлять объекты и изображения в оранжевых, красных и зеленых тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к фону. Размер предъявляемых объектов более 2 см. Предъявлять можно любые формы предметов, как плоскостные, так и объемные. При этом объемные формы желательно обследовать не только зрительно, но и осязательно, так как при такой низкой остроте зрения и косоглазии объем объектов с помощью зрения не воспринимается. при остроте зрения от 0,4 и выше могут предъявляться разнообразные по цвету объекты, размеры которых также около 2 см, но возможны и меньшие.
Пособия на развитие зрительного восприятия Набор натуральных предметов, муляжей, игрушек, цветных картинок разного размера в разных модальностях, контурные и силуэтные изображения предметов. Дидактические игры и упражнения, способствующие восприятию сенсорных эталонов: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации, насыщенности, оттенков), формы (объемные и плоскостные изображения), величины. Упражнения на локализацию заданного объекта из множества. Игры на нахождение сходства и различия в изображениях. Разрезные картинки (2-3 части). Материал для развития вербальных и невербальных форм общения (набор картинок с изображением лиц и соответствующих им пиктограмм, и поз людей в различных состояниях).
Игры на развитие зрительного восприятия
Игры на развитие осязания и мелкой моторики Дидактические игры и упражнения, развивающие тактильно- кинестетические ощущения: Материал для классификации по общим отличительным признакам (все гладкие, колючие, холодные и т.п.); Материал для дифференциации формы и величины предметов; Материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира. Материалы для нанизывания и сортировки. Оборудование для проведения пальчиковой гимнастики с предметами.
Пособия для развития психических функций (внимания, памяти, мышления) Дидактические игры и упражнения, развивающие все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную). Материалы для развития речи и мышления (набор предметов и картинок для классификации; задания на развитие мышления) Упражнения и игры на развитие внимания
Успешная адаптация к условиям ДОУ компенсирующего вида детей раннего возраста позволяет проводить работу по коррекции зрения и вторичных нарушений детей на всем протяжении дошкольного детства.