Автор: Анисимова Л.М., воспитатель I квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 14 Тополёк
Наши дети ничуть не меньше, чем немецкие, английские или японские, хотят не попасть под машину, не получить сотрясения мозга, перелом, и тем более – не хотят погибнуть. И наши водители ничуть не больше, чем водители других стран, готовы пережить страшный шок, когда автомобиль сбивает ребенка. Почти все ошибки детей на дороге вызваны тем, что в них «сидят» привычки раннего детства, которые они незаметно для себя переносят на проезжую часть дороги, поэтому наша задача научить детей дорожной грамоте. Учить детей знанию правил дорожного движения необходимо с младшего возраста для того, чтобы дети в любой ситуации могли себя чувствовать уверенно и безопасно. Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Вопервых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Вовторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации. Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Уважаемые родители, проведите несколько минут в обществе своих детей, обсуждая немаловажную тему безопасности дорожного движения! Для начала предложите ребенку правдиво ответить на вопросы, как бы он поступил или мог поступить в подобных ситуациях. Ребенок подошел к дороге и находится в отдалении от безопасного места для перехода проезжей. Как поступит он в этой ситуации: А) пройдет на ближайший пешеходный переход или перекресток, если даже ему предстоит отклониться от пути его направления, где перейдет дорогу; Б) пропустит основной поток машин, движущихся по проезжей части, и быстро перейдет дорогу. Ребенок перед пешеходным переходом: А) прежде чем выйти на проезжую часть, убедится, что машины уступают ему дорогу или находятся на безопасном расстоянии от пешеходного перехода; Б) уверенно выйдет на проезжую часть, справедливо считая этот участок безопасным и специально предназначенным для пешеходов.
Ребенок на перекрестке, регулируемом светофором: А) перейдет дорогу на зеленый сигнал светофора, разрешающий переход проезжей части, только после того как убедится. Что транспортные средства уступают дорогу пешеходам; Б) перейдет проезжую часть на любой сигнал светофора в случае отсутствия движущихся машин. Подведем итоги. Преобладает количество ответов А: ваш ребенок внимателен, предусмотрителен, пунктуален и хорошо воспитан.Вы можете не беспокоиться за его самостоятельные прогулки по улицам города, для него, самый короткий путь – безопасный. Одинаковое количество ответов А и Б: ваш ребенок хорошо знает как себя вести на дорогах, но отсутствие самодисциплины может привести к необдуманным поступкам. Вам следует обратить внимание ребенка на серьезность последствий таких действий, научить экономить расстояние и время, не подвергая опасности собственную жизнь.
Преобладает количество ответов Б: ваш ребенок не знаком с правилами безопасного поведения на дорогах или излишне самоуверен. Отнеситесь серьезно к данной проблеме и не дайте возможности своему ребенку совершить непоправимые ошибки. Каждый родитель вправе самостоятельно решать, насколько данная проблема актуальна для его ребенка, но намного проще предотвратить несчастье, чем потом до конца жизни исправлять его последствия.
(для младшей группы, 3-4 года) Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке (стульчиках) или стоят. Если взрослый поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок - хлопают в ладоши. Если красный - сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры - сладкий приз. ИГРА «Красный, желтый, зеленый»
Своими словами систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами только в объёме, необходимом для усвоения; Используйте дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге; Объясните, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя; Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей. Берегите ребёнка! Оградите его от несчастных случаев.